«Школа-IV: Пятнадцатилетний»

Японское киноКак живут подростки в Японии, о чём они думают,  чем отличаются от европейских сверстников? Фильм Ёдзи Ямада «Школа IV. Пятнадцатилетний» (который является призером  24-го фестиваля Японской киноакадемии) показывает мир японского юноши Дайскэ, который бросил вызов обществу – отказался ходить в школу, закрылся от родителей и решил автостопом отправиться в путешествие к священному 7000 летнему кедру, растущему на горе  острова Якусима.

Поступок юного Дайскэ потрясает как родителей, так и его случайных знакомых. В Японии школе отводится роль главного воспитателя подрастающего поколения, где передаются не столько знания предметов, сколько закладываются нравственные принципы, такие как, дисциплина и самоконтроль. Здесь с первых классов уделяется особое внимание этикету: учат, как здороваться, как прощаться, как слушать учителя, как задавать вопрос.

В японской школе учат самому главному – ощущать себя частью социальной ячейки, группы. Так, например, успокаивая на перемене расшумевшийся класс, учитель не станет громко требовать тишины, а скажет, что ученики мешают соседнему классу.  Это метод подчиняться не одному человеку, а группе. Причастность к группе здесь определяет всё, начиная от униформы.

Даже первоклассникам выдаются яркие жёлтые панамы или кепочки. Строгий распорядок и система наказания чётко приучает маленьких японцев и к дисциплине. Например, в школу надо прийти к 8 утра, хотя занятия начинаются только в 9. Появление в 8-15 считается опозданием и отмечается учителем, а если будет повторное опоздание,  то ученика ждёт самое худшее наказание: его имя пишется в классе на доске позора.

Выделившись неправильным поведением, нестандартной одеждой или не соблюдением этикета, ученик может стать объектом насмешек со стороны школьного общества, а для маленького японца быть отвергнутым обществом – это самая большая беда. Неудивительно, что в системе абсолютного послушания, дисциплины и стандартов, находятся ученики, готовые бросить вызов обществу, желающие отделиться от привычного общества и испытать себя.

Такой и есть пятнадцатилетний Дайскэ. Разочаровавшись в школьной системе, он отправляется в путешествие в поисках себя и с целью обретения истины. Он хочет стать взрослым.

Совершение нестандартных поступок для японцев не свойственно. Редко встретишь японца, путешествующего одного, как правило – это организованные группы туристов. То, что Дайскэ осмелился отправиться в самостоятельное путешествие – поступок, повлиявший на становление его как личности.

В то время как его сверстники сидят за партами и слушают учителя в школе,  Дайскэ проходит истинную школу жизни, всего за одну-две недели он становится мудрее на несколько лет.

Путешествие учит общаться с разными людьми,  вести себя в неожиданных ситуациях – развивает личность сильнее, чем какие-либо теоретические знания. В пути Дайскэ встречает разных людей, выслушивает разные судьбы. Вот рабочий, рассказывает ему, как трудно приходится работать, как разоряются фирмы, а у людей остаются семьи, которых надо кормить. Дайскэ проникается и помогает водителю при разгрузке товара.

Затем его подвозит женщина, которая, удивлённая таким своенравным характером мальчика, и, проникнув к нему симпатией, приглашает его к себе переночевать. А в там Дайскэ знакомится с её сыном – подростком, замкнутым  от матери, но добрым и интересным в глубине души. Дайскэ видит отношения детей и родителей со стороны, и переоценивает собственное отношение к родителям. Здесь он постигает смысл настоящей дружбы, когда человек стремится отдать тебе всё лучшее, и принимать тебя со всеми недостатками, помогать становиться лучше.

Благодаря новым друзьям, Дайскэ добирается на пароме до острова Якусима. И здесь его ждёт последнее испытание – поднятие по тропинке в горы через лес.

остров ЯкусимаОстров Якусима, расположенный на самом юге Японии совсем небольшой, однако он стал первым районом в Японии, который был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На высоте 1280 м произрастает уникальная кедровая роща.  Могущественные гигантские кедры с диаметром стволов в 16 метров являлись свидетелями древнего периода Дземон. Возраст самого  древнего кедра здесь оценивают в 7000 лет. У японцев существует поверье, что обратившись к мудрому дереву, можно получить ответы на важные вопросы, набраться у кедра силы и мужества.

Но даже по пути к древнему кедру Дайскэ знакомится с девушкой туристкой, благодаря которой открывает для себя главную истину, что «Взрослым человек становится тогда, когда он начинает любить себя таким какой он есть».

Картина огромного древнего кедра действительно потрясает, но с трудом добравшись до вершины, Дайскэ понимает, что приобрёл силу не столько от кедра, сколько от того, что добился своей цели, что сумел это сделать, а достижение собственной цели - всегда приводит к самоуважению.

На обратном пути его ждали новые знакомства и приключения, которые раскрыли  внутренний мир Дайскэ, и домой он вернулся совершенно другим человеком, мудрой и уверенной личностью. Его появление в классе рисует явный контраст с другими, более прилежными, учениками. Уроки путешествия Дайскэ запомнит на всю жизнь.

Автор статьи - Елена Гулевич




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии: