Путешествие на Алтай с ребёнком

Если вы думаете, что завели ребёнка, и теперь "обречены" сидеть с ним дома и лишаетесь возможности посещать различные интересные места, то сильно ошибаетесь. И я вовсе не имею ввиду вариант, когда ребёнок немного подрос, и его можно оставить с бабушками/ дедушками, я имею ввиду, что вы живёте полноценной активной жизнью вместе с ребёнком начиная с момента его рождения. Когда вы радуетесь и переживаете всё вместе с ним, являясь одним целым.

Сразу отмечу, что такие взаимоотношения в нашем семействе задала наша любимая мама Эма. Одного меня бы, пожалуй, на такие подвиги не хватило. Эма смогла почувствовать, что нашему маленькому Настику будет хорошо в любых условиях, если, во-первых, есть рядом родители, а во-вторых, родителям тоже хорошо. Зачем всё время сидеть дома с ребёнком и мучить и себя и его. Поэтому мы с самого начала решили по возможности жить полноценной жизнью вместе с Настей.

За Настины 9 месяцев мы побывали на Волге, сходили в поход на Алтай, съездили в Углич, съездили в Суздаль, съездили в Красную Поляну, побывали похоже почти у всех знакомых в гостях. Естественно, всегда, когда мы берём с собой Настю, мы внимательно следим, насколько ей хорошо и не тревожит ли её что-нибудь. Но, как я уже упомянул выше, мы пришли к выводу, что Насте везде хорошо, если мама и папа рядом. Я не буду особо заострять внимание на том, что абсолютная стерильность, полная чистота и ограждение ребёнка от любой "опасности" – это совсем не то, что нужно ребёнку, об этом и так уже очень много написано. Ещё раз только выскажу наше мнение, что для полноценного развития ребёнку нужно, прежде всего, любовь и близость родителей, здоровая обстановка,  хорошая экология и хорошее питание. Но секрет именно в том, что наиболее здоровая обстановка, правильное питание, положительные эмоции родителей и материал для развития ребенок может получить только находясь в естественной природной обстановке, например, в походе.

Данное вступление никак не претендует на какие-то высокие нравоучения в области воспитания ребёнка, здесь приведен наш с Эмой вариант общения и развития с ребёнком. Без упомянутых мыслей, не получилось бы правильно передать наш Алтайский поход.

Сразу отмечу, что такое отношение к ребёнку у меня возникли не сразу. Это сегодня, оглядываясь на прошедшие 9 месяцев, я могу рассуждать о результатах, тогда же больше 7-ми месяцев назад, всё было далеко не так понятно. Насте было всего 1,5 месяцев. И, честно говоря, перед походом всё представлялось в достаточно пугающем виде.

На Алтай мы собрались в составе нашей доблестной группы. Мы вместе тренируемся, а так как для многих жизнь уже стала тренировкой, то и много других вещей делаем вместе. Организатор нашего броска на Алтай был наш главный зачинщик походов и альпинист Дима Мыскин, или Добрыня, прозвище, которое он сам себе придумал в походе. Поход был запланирован за полгода. И именно тогда, когда Эма ходила ещё пузатая J, у нас закралась идея пойти вместе со всеми на Алтай. Конечно же, на тот момент идея казалась довольно бредовой.

Подготовка к походу.

Что касается нашей группы, то Алтайскому походу предшествовали теоретические занятия по горному туризму, работа с альпинистским снаряжением, 2-х 3-х дневные выезды на карьеры в Полушкино и Подольск и приобретения опыта пользования страховкой, переправ через пропасти, скалолазания, спас работ. И в то время, когда наша группа лазила на страховках под всевозможными углами наклона  к земле на карьерах, Эма, с Настей в ещё непроявленном виде, находилась рядом, познавая, как всегда лучше всех остальных, теоретическую сторону горного туризма.

Но, скорее всего, читателю будет интересно, как наше дружное семейство готовилось к походу. Естественно, когда мы обдумывали идею похода, мы не были полностью уверены, что пойдём на Алтай. Для этого должны были хорошо сложиться очень многие факторы. Во-первых, должна была родиться Настя. Понятно, что основная часть этой задачи лежала на самой Насте, ну а мы по возможности ей помогали. Во-вторых, должно было пройти хоть какое-то время до похода после рождения Насти. По прогнозам она должна была родиться в середине июня, и у нас как раз оставалось время для подготовки. Ну и, в-третьих, мы все должны были быть в хорошей физической и моральной форме. Забегая вперёд, скажу, что все перечисленные задачи были нами выполнены на отлично.

Для подготовки к жилью на открытом воздухе в палатках, мы сделали три-четыре выезда в Подмосковье с ночёвкой в палатках. Один из выездов на Волгу, мы предприняли вместе с нашими хорошими друзьями: Сашей, Машей и Михой. Миха – такой же карапуз, как и наша Настя, но постарше на год с небольшим. Саша с Машей оказались тоже экстремалами, даже может похлеще нас, так как уже не раз ходили с Мишей в походы. В частности они очень хорошо знали Акемское и Кучерлинское ущелья на Алтае, куда мы как раз и собирались.  Ребята очень помогли нам правильно подготовиться к походу с ребёнком, за что мы им очень благодарны. А так же Саша подробно рассказал и показал нам на карте маршрут, по которому нам предстояло идти. Итак, к отъезду на Алтай, мы уже примерно представляли, как мы будем жить с Настей в палатке. Как оказалось, ребёнку нет никакой разницы, где спать, в палатке или дома в квартире. И если вы сами не испытываете какого-либо дискомфорта в палатке, то и ребёнок будет прекрасно себя чувствовать.

Да, кстати, на фотографии слева, Настя себя прекрасно чувствует вместе с нами на байдарке. Правда, её можно увидеть только при очень сильном увеличении у Эмы на коленях J.

Если вы действительно заинтересовались походом в горы с ребёнком, то приведём примерный вариант необходимых вещей.

1. Правильный походный рюкзак, где ребенок может сидеть. Кенгурушка годится только для самых маленьких детей, где-то до 5 месяцев, и кроме того нужно выбирать кенгурушку с широкими лямками, которые не натирают плечи.

2. Средства от дождя. У настоящих походных рюкзаков, как правило, есть "крыша". В дополнение нужно накидку от дождя, непромокаемые брюки и резиновые сапожки.

3. Маленький спальник или комбинезон большого размера, где ребенок будет спать. Если у папы и мамы состегивающиеся спальники, то можно ребенка просто класть посередине.

4. Памперсы из расчета 7-8 штук на 2 дня.

5. Достаточное количество запасной одежды (и обуви)

6. Головной убор

7. Детский крем

8. Влажные салфетки

9. Крем от загара

Всё вместе это весит не так уж много. Запас памперсов на двухнедельный поход будет весить около 2-х килограмм.

Что касается еды, то мы не стали бы таскать с собой кучу стеклянных банок с детским питанием. Если ребенок совсем маленький, ему хватит материнского молока. После появления зубов малыш может начинать есть обычную походную кашу.

Поход.

Честно говоря, чем ближе подходило наше предстоящее путешествие, тем больше росло наше волнение. Получилось так, что ввиду моей работы, мы не смогли поехать вместе с нашей основной группой. Поэтому по плану, мы выезжали на неделю позже и добирались своим ходом до Аккемского озера, где встречали нашу группу. Наша встреча была возможной за счёт того, что мы летели на самолёте и должны были пойти прямиком в Аккемское ущелье, в то время как наша основная группа во главе с Добрыней, ехала на поезде и шла сначала в Кучерлинское ущелье, а уже потом через перевал Кара-Тюрек в Аккемское ущелье. То есть по плану получалось, что в Аккемское ущелье мы приходим примерно в одно и то же время.

Немного о географии. Место, в которое мы собрались, это горный массив Катунского хребта, в составе Алтайского края. Думаю, что Катунский хребет несёт своё название от горной реки Катунь, которая как раз там берёт своё начало, и течёт до города Бийск, где сливается с рекой Бия. На территории Катунского хребта наиболее посещаемые горными туристами места, это Аккемское и Кучерлинское ущелья. Тропы в оба ущелья берут своё начало у горного посёлка Тюнгур, последнего место, до которого можно добраться на транспорте. Дальше пешком или на лошадях. Из Аккемского ущелья, а точнее от Аккемского озера, можно увидеть  гору Белуху (4506), самая высока вершина Катунского хребта, считающаяся святым местом среди местного населения. От Барнаула до Тюнгура примерно 800 км., что составляет день пути, либо два дня, если не очень спешить и делать остановку на ночлег в Горно-Алтайске. От Тюнгура где-то 3-5 дней, в зависимости от погодных условий и скорости передвижения, перехода до Аккемского озера, около которого у нас как раз и была назначена встреча.

Естественно, в субботу 10-ого августа, прикидывая наш предстоящий маршрут и делая последние сборы рюкзаков, в некоторые моменты у нас закрадывалось волнение по поводу нашего предстоящего приключения: «Куда мы едем? Одни с 1,5 месячным ребёнком на Алтай? Как мы долетим? От Барнаула до Тюнгура 800 км., как добираться? Как мы пойдём дальше по горам одни?» После того как мы взвесили рюкзаки в аэропорту, и у меня получился рюкзак 40 кг., а у Эмы 20 кг, тревога вселилась ещё больше. Сразу отмечу, что можно обойтись и более лёгкими рюкзаками.

Просто я планировал присоединиться к нашей группе для восхождения на Белуху, поэтому с собой нёс где-то 11 кг. альпинистского оборудования. Плюс мы несли часть общественного груза, что составляло ещё примерно 11 кг. провизии. Если бы мы шли одни, то еды бы было меньше. Но у страха глаза велики, и как мы себя часто подбадривали: раз уж собрались, надо идти.

Долетели хорошо. Самолёт Москва-Барнаул оказался большим лайнером Ил-86. Нас посадили на первый средний ряд так, что перед нами была стена, на которую нам повесели специальную люльку для ребёнка. Очень оказалось удобно. Вообще говоря, на своём опыте мы убедились, что перелёт на самолёте с ребёнком не является чем-то очень сложным. Ещё до первого перелёта мы много слышали, что дети хорошо переносят самолёт (им ещё никто не рассказал, что самолёт можно плохо переносить J), а после имели много возможностей в этом убедиться.

Почти во всех самолётах есть специальные люльки для детей, надо только попросить при регистрации, места, где можно закрепить люльку. Наш самолёт летел ночью, поэтому мы все дружно проспали почти всю дорогу, еле проснувшись на еду. В аэропорту Барнаула, получив багаж, мы отправились на авто- и железнодорожные вокзалы, т.к. на аэровокзале просили слишком большие деньги за доставку из Барнаула в Тюнгур. Как часто бывает, цены на транспорт на аэровокзале дороже, чем на железнодорожном вокзале. Железнодорожный вокзал находится в 15-минутах езды на машине от аэровокзала.

На железнодорожном, он же автодорожный, вокзале мы сразу нашли маршрутку до Горно-Алтайска. По дороге в Горно-Алтайск мы к своему удивлению встретили ещё одну "ненормальную" J пару с 5-ти месячным ребёнком.  Звали наших новых знакомых Иван, Нина и Василиса. Я не могу сказать, что на Алтай ходят много родителей с маленькими детьми, но нам вот так повезло. У нас, конечно же, оказалось много общего, вплоть до того, что мы ходили в один клуб дородового ведения детей "Медуница". По дороге я познакомился с водителем нашей маршрутки, и мы договорились с ним, что он нас, включая Ивана с Ниной и Василисой, довезёт до Тюнгура.

Пока мы не въехали в горы, было достаточно жарко. Как нам сообщили, температура в предыдущий день поднималась до 40 градусов жары. Но мы справились. Настя спала, иногда просыпаясь на еду. По пути от Горно-Алтайска до Тюнгура стало полегче, потому что народу в машине стало меньше, плюс мы делали остановки на купание. Во время одной из остановок мы остановились у реки Катунь. Нашему взору представились синие воды бурлящей, горной Катуни. Как уже повелось для многих горных рек с ледяной водой, существует поверие, что кто окунётся в реку тот помолодеет. Чем мы и воспользовались. Нас тогда удивили Нина с 5-ти месячной Василисой, которые без каких-либо криков и возражений вместе купались в Катуни. Нам с Настей хватило несколько раз окунуться, чтобы привлечь к себе взоры всего пляжа. Правда, Насте тогда ещё и двух месяцев не было. Таким образом, мы добрались до посёлка Тюнгур, где остались на базе "Высотник" на ночлег.

На следующий день мы собирались выйти по направлению к Аккему. Иван, Нина и Василиса оказались менее подготовлены к походу, поэтому не имели с собой ни еды, ни чёткого представления куда они хотят пойти, ни горячего желания сразу рвать в горы. Поэтому первую половину дня, мы с Ваней закупали некоторые продукты и безуспешно искали для нас лошадь. Спохватились мы довольно поздно, поэтому лошадей уже не оказалось. Лошадей уже либо разобрали, либо отдали на покос.

Если вы собрались в Тюнгуре брать лошадь, то надо договариваться либо вечером накануне, либо рано утром, хотя, надо отметить, тюнгурцы, занимающиеся предоставлением лошадей, оказались народ довольно скользкий, и данное вечером обещание вовсе не гарантирует вам его выполнения на следующее утро. Ваня с Ниной решили ждать до следующего дня и брать лошадь. Вернее, лошадь нужна была для багажа. Я уж было согласился с ними, тем более, что уже прошло пол дня и мы как раз пообедали. Плюс ко всему стало пасмурно, обещали дождь и, кто-то упомянул о штормовом предупреждении. Но Эме не сиделось, она рвалась в бой, и мы выдвинулись одни несмотря ни на что. Я люблю рассчитывать на свою силы, чью-то помощь мне не очень хотелось привлекать. Но в нашем случае было две причины, по которым я хотел взять лошадь. Первая, я хотел, как можно раньше добраться до Акемского озера, чтобы вместе с нашей основной группой пойти на Белуху. Вторая причина, что рюкзак у меня действительно был не шибко лёгкий, я не имел особо опыта хождения с таким рюкзаком. Рюкзак меня немного пугал, я его с трудом поднимал с земли.

Но, как я и думал, Эма оказалась права. Надо учиться доверять женщине, а вернее женской интуиции. Мы выдвинулись, и, несмотря на убеждения встречавшихся нам туристов, что у нас мало времени, перевалили через перевал Казуяк в тот же день. И уже в темноте умудрились найти отличное место для стоянки. Казуяк – это первый и единственный перевал на пути от Тюнгура в Аккемсое ущелье. Перевал не сложный, но под тяжёлым рюкзаком да ещё с непривычки мне так не показалось.

Как только мы вышли из населённых пунктов, из Тюнгура и Кучерлы, мы погрузились в великолепие алтайской природы. На берегу горной реки Кучерлы, паслись лошади, и мы не смогли пройти мимо и не сфотографировать их.

За рекой начинался алтайский лес, на входе, как два стражника, стоят два алтайских кедра. Как только мы покинули людные места, при входе в лес мы ощутили мощь энергетики Алтая. Энергия была большая, тёплая, широкая. Сразу вспомнилась наша прошлогодняя поездка в Геленжик. Там тоже места с сильной энергетикой, но энергия там, в силу расположения пластов горных пород, более прерывистая и острая. Здесь же ощущался обволакивающее, мощное энергетическое поле.

Переход через Казуяк оказался самым сложным для меня. Мы с Эмой, ну и Настей, конечно, старались придерживаться ритма – 45:15 (45 минут идём/ 15 минут отдыхаем). На равнине мне этот ритм казался вполне приемлемым, но при подъёме всё оказалось намного труднее. Мы поставили себе задачу: перевалить через Казуяк до ночлега, поэтому я шёл положенные 45 минут, а на отдыхе просто падал и отрубался. Порою, сознание просто куда-то уплывало, идти было действительно непросто. Эма же с Настей в кенгурушке на груди (фотография слева), напротив, скакала кругами, как горная косуля, радуясь нашему походу.

Восхождение в тот момент ей особых трудностей не приносило. Интересно, что это было только в первый день. В последующие всё поменялось. Я вошёл в ритм и уже не ощущал такой ужасной усталости, Эме же было тяжелее. Странно и то, что на следующий день я не ощутил никаких последствий тяжёлого перехода предыдущего дня. Перед сном мы хорошенько размяли друг другу спины, но всё-таки было странно на следующий день не обнаружить болезненных ощущений спины. Когда мы поднялись на Казуяк, то застали великолепный закат. Уже темнело, но мы всё-таки решили сфотографироваться.

Следующий день нас встретил дождём. Позавтракать и сделать зарядку себе и, конечно же, Насте (фото справа) мы успели, но дальше дождь полил непрерывной стеной. В связи с этим сборы у нас заняли достаточно много времени, плюс Эма себя чувствовала очень неуверенно на спуске с перевала Казуяк. Было очень скользко, а руки у Эмы были заняты плащом, чтобы прикрывать Настю от дождя. Дождь ни в какую не прекращался, и мы молча хлюпали промокшими ботинками по грязи. Эма очень переживала за Настю, вода, не смотря на все усилия Эмы, всё равно попадала под плёнку. В какой-то момент Эма не выдержала и расплакалась. Настю, как оказалось, это не сильно беспокоило, и она мирно дрыхла.

Небольшой комментарий по поводу плащей. Если вы собрались взять своё чадо в поход, то продумайте, как вы будете укрываться от дождя. У нас этот вопрос оказался не до конца продуман. Мы взяли накидные плащи из прозрачного полиэтилена. Один плащ был с рукавами, а другой без, просто накидка. Накидка как раз подошла Эме с Настей. Эма вместе с Настей и частично рюкзаком накрывалась накидкой, таким образом Эма могла придерживать Настю под плащом.

Но проблема возникла с тем, что накидка оказалась недостаточно прочной, и стала рваться от ворота. Вода стекала с капюшона и рюкзака сзади и попадала за шиворот и на живот Эме. Если вы идёте один, то особого беспокойства это не вызывает, но когда на животе ребёнок, то больше всего волнуешься за него. Здесь, мне кажется, очень хороший вариант больших специальных туристических накидок, предназначенных накрывать человека вместе с рюкзаком. Эти накидки достаточно просторные, поэтому закроют и вас и ребёнка, кроме того они специально сделаны для походов, поэтому достаточно прочные.

Мы спустились с перевала Казуяк, дальше дорога поворачивает направо и идёт вдоль реки Аккем вплоть до самого озера. От места спуска с перевала, это место можно условно обозначено деревянным мостом через ручеёк, существуют две тропы: по верху и по низу, вдоль Аккема. Считается, что верхняя тропа проще, поэтому мы по ней и пошли. По описаниям мы знали, что по дороге к Аккемскому озеру существует примерно 10-ти километровый участок, где сложно поставить лагерь. Ближе к вечеру кончился дождик, выглянуло солнышко и стало тепло и весело. Лес после дождя подарил нам море всевозможных запахов, и мы в приподнятом настроении, вступили в этот 10-ти километровый участок, особо не задумываясь.

В результате, ставить лагерь нам пришлось в месте, где нас застала темнота. Крутой склон, с, пожалуй, единственным местом для палатки и костровищем на другом плоском месте. Если бы людей было больше, чем на одну палатку, встать было бы намного сложнее. Место было в небольшом ущелье и, прислушавшись, за шумом Аккема был слышен ручеёк внизу. Сосны и ели вокруг делали это место загадочным и мрачноватым, так что мне почему-то вспомнилось путешествие Фродо из Властелина Колец.

Основной проблемой здесь был костёр, который я так и не смог растопить в тот вечер. Дрова ни в какую не хотели гореть сами, костёр горел только если непрерывно раздувать их седушкой. Как известно, седушка оказывается одним из самых лучших инструментов по раздуванию костров. Искать сухие дрова не было возможности, потому что было совсем темно, а последние батарейки в фонарике грозили скоро кончиться. Бросив костёр, мы наскоро поели сухого пайка и улеглись спать.

Следующее утро выдалось хорошее. Когда мы встали, время было примерно пол седьмого, солнце немного появлялось на противоположном склоне холма. Было холодно и сыро. Эмик с утра уже успела походить по окрестностям и найти по её мнению сухих дров. На удивление, костёр занялся почти сразу. Точнее сказать, я немало удивился, когда вроде бы сухая ель никак не горела, а трухлявая, но сухая, берёза очень живо занялась и разожгла остальные дрова. Мы поели, собрались и отправились дальше. Незадолго до того как мы снялись с места, нас миновала другая группа горных туристов. Они уже были в возрасте, но крепкие, подтянутые, сразу видно походники, причем все мужики. Дальше на протяжении дня мы шли параллельно – то они нас обгонят, то мы их. Поначалу я думал, что мы их уже не увидим, так как шли они быстро, а мы, как мне тогда казалось, медленно, но оказалось, что почти всю дорогу шли с одной скоростью.

В этот день мы вышли из зоны с крутыми склонами, и спустились к Аккему. Дальше наш путь лежал в непосредственной близости от реки. Иногда тропа подходила совсем близко к реке, и приходилось идти по насыпям щебня, который периодически сползает сверху, образуя большие прогалины вдоль поросшего лесом берега. По дороге мы иногда делали привалы на бруснику.

Возможно, причиной того, что мы шли наравне с другой группой туристов, в том, что мы не делали обеденного перерыва. В наши привалы на 15-25 минут мы подкреплялись сухофруктами и шли дальше. В этот день мы прошли много, но встали на стоянку в шесть часов, так как Эма, памятуя наш прошлый ночлег, предпочла синицу в руках, чем журавля в небе, и, когда мы сделали очередной привал на удобном для стоянки месте, то и решили там остаться. После ужина было ещё светло, поэтому мы втроём немного прошли вперёд без рюкзаков, и, выйдя на излучину реки, в первый раз увидели вершины Белухи. Солнце уже скрылось за горами, поэтому небо было серо-голубого цвета. В пространстве между двумя ближайшими холмами, высоко в небе, вздымались две снежные вершины Белухи. Величественно и непоколебимо возвышалась Белуха в вечернем небе. Полюбовавшись, мы отправились в лагерь, спать.

На следующий день, мы вышли опять не очень рано, хотя было желание выйти как можно раньше. Где-то в четыре дня мы были в нашем лагере. Почти с самого начала нашего перехода пошёл дождь. Идти же пришлось всё время вверх. На подходе к Аккемскому озеру, нас встретил передовой пост нашей группы Варя с Андреем, чем очень нам помогли. Они разгрузили Эму и меня частично, плюс было бы не просто найти наш лагерь в сильном тумане, который к этому времени полностью накрыл Аккемское озеро.

Погода стояла довольно серая и мокрая, но все равно было приятно наконец добраться до наших. По дороге я узнал от Вари, что на Белуху решили не идти, а ограничились походом на Томские стоянки, и то, только на следующий день. С помощью Сержа и Серёги, мы очень быстро поставили палатку, почти не замочив её. Эмик с Настиком залезли туда, и больше, до конца дня, почти не выходили. Мы пришли ко «второму» обеду, который плавно перетёк в компот и в ужин. По ходу немного попели с нашим заводилой Серёгой усатым, а потом и без него. После ужина все легли спать.

Поход к леднику.

Утро следующего дня выдалось без дождя. Поэтому мы стали собираться на Томские стоянки. К Томским стоянкам решилась идти только половина нашей группы, остальные остались в лагере. Этот мини-поход мы окрестили как "поход сенсориков", так как практически все наши интуиты, за исключением Ленки, остались в лагере. Если соционические термины сенсорики и интуиты Вам ничего не говорят, то можете не задумываться над предыдущим предложением. Дойдя вдоль озера до спасательной станции, мы переправились через Аккемское озеро и по другой стороне озера пошли в обратном направлении в сторону лагеря.

Обеденная стоянка у нас была практически напротив нашего основного лагеря. Обед, надо отметить, был хороший. Особенно все отметили сыр, то ли козий то ли какой, который представлял из себя тонкие длинные полоски, и щербет, который Димка делал сам. К этому моменту мы уже забрались на некоторую высоту по склону ущелья, поэтому дальше пошли траверсом по горе, чтобы не терять высоты. Идея оказалась не самой лучшей. Идти пришлось по морене ледника, состоящей из громадных камней. Шёл дождь, поэтому камни были очень скользкими, плюс они обросли мхом, так как по ним никто особенно не ходил. После долгого "развлечения" на скользких камнях мы всё-таки спустились вниз и пошли по тропе вдоль реки. Было пасмурно, и дождь лил не переставая. Через некоторое время мы упёрлись в горный приток Аккема. Перейти сходу его оказалось проблематичным.

Поэтому мы остановились, а Димка пошёл искать переправу. В этот момент проснулась Настя и начала голосить Эме на ухо. В результате, Эма кормила Настю сидя под скалой. Через некоторое время была дана команда идти вверх по притоку. И где-то через 100 метров мы вышли на ровную поляну, где Димка предложил ставить лагерь. В этот момент я понял, что ни до каких Томских стоянок и даже до ледника мы не дойдём. Эме, правда, понравилась место, и мы быстро поставили палатку на достаточно ровном и открытом месте, обильно покрытом мхом. Этот день был днём рождения Насти, точнее ей исполнилось два месяца. Дождь не прекращался, поэтому находится вне палатки было неприятно. В связи с этим после ужина нам налили компот в термос, общим голосованием выделили лишний кусок щербета, и мы здорово втроём отпраздновали день рождения Насти сидя в палатке со свечкой. Как ни странно спали мы в сухости.

Следующий день нас встретил без дождя, а где-то часам к 11-ти распогодилось, так что временами была видна Белуха. (справа на фотографии наш лагерь) День был хороший, тёплый. Во второй половине облака совсем исчезли, представляя взору великолепные виды Белухи и окрестных гор.

Вышли мы достаточно быстро, всё-таки пошли только «избранные», а точнее кто нашёл в себе силы. Мы переправились через приток (на фотографии слева Эма, с Настей под курткой, переправляются через ручей) и достаточно быстро дошли до бугра, за которым открывался прекрасный вид на высочайшие вершины Катунского хребта. Идти было приятно. Было тепло, на небе были небольшие облака, периодически рассевающиеся, давая возможность любоваться двойной вершиной Белухи. По дороге то и дело встречались башенки из камней.

Версий смысла этих каменных башенок было несколько. Некоторые считали это некоторым символом спокойствия и величия гор. Некоторые принимали это за своего рода искусство построения башенок, используя равновесие. А некоторые видели в этом просто указатели тропы. Вокруг последнего перехода у нас сложилась жаркая дискуссия, так как часть группы по причине нехватки времени, настаивали на возвращении в лагерь, и дальше в основной лагерь. Но мы всё же дошли до намеченного бугра, откуда открывался вид на Белуху и Катунский хребет. Там же все активно пофотографировались.

Вниз мы добежали достаточно быстро. Пообедали и выдвинулись обратно в основной лагерь. Денёк был хороший. Мы перешли верхнее Акемское озеро вброд. Там все смогли ощутить мощь горных речек. Несмотря на то, что это было засыпанное ледником озеро, течение там оказалось очень даже ощутимым. Особых проблем это не составило, мы шли разученным боевым порядком, но смогли представить насколько сильное течение в местах, где нет разлива. Я и Дракоша зажали Эмика с Настиком и достаточно весело перешли через озеро (фотка слева). Дальше дорога шла по всё тем же громадным валунам, где уже все вволю повеселились. Когда мы уже вышли на пологую часть берега нижнего Акемского озера, над Белухой во всей своей красе сияла чистая луна. В какой-то момент, видимо почувствовав близость лагеря, все ринулись к лагерю в основной обуви по ручьям грязи и мокрому мху. Мы с Эмой и Дракошей, спокойно сняли основную обувь, одели запасную и потихоньку дошли до лагеря. Поужинали и легли спать, на следующий день нам предстоял переход обратно в Тюнгур.

Утро следующего дня опять порадовало хорошей погодой. Хотя, когда мы вылезли из палаток рано утром, по ощущениям это нельзя было сказать. Небо было чисто голубым, но солнце ещё не заглянуло в ущелье, поэтому вылезать из палатки было достаточно холодно. Ночью были заморозки, поэтому все окрестности были покрыты инеем. Но как только стало появляться солнце – всё поменялось. Первые лучи вызывали испарения образовавшегося за ночь инея, отчего весь наш лагерь покрылся лёгкой дымкой. Солнце ещё больше нас активизировало. Все стали бегать, суетиться, просушивать мокрые вещи и собираться в обратный путь. Слева фотография Насти. На дальнем плане гора Белуха.

Запал, естественно, был выйти пораньше, так как мы с Эмой всех убедили, что идти не так близко, плюс существует где-то 10 километровая полоса, где практически нет стоянок для нашего большого отряда. Как всегда, вышли только в 11:00 – 12:00. Вперёд решили пустить «тихоходов», а за ними всех остальных. Димка, всё-таки сумел раздобыть лошадь, и мы отправили с лошадью групповое снаряжение, ледорубы, и некоторые личные вещи. Планы на первый день перехода у нас были очень амбициозными. Мы хотели до обеда дойти до начала 10-ти километровой зоны, где сложно ставить палатки, то есть до деревянного моста, через один из ручьев, текущих к Аккему. К трём часам дня мы дошли только до водопада «Текилю», где сделали привал.

Пообедали мы хорошо, поели супчик с собранными по дороге грибками и традиционным перекусом. Выдвинулись почти в том же порядке. Посоветовавшись, решили, что Серёга усатый и я с Эмой, рвём вперёд, чтобы задать темп. Остальные как смогут, но время у нас в обрез, через день нас ждал автобус у посёлка Тюнгур, Андрюха замыкает. В какой-то момент мы с Эмой завели наш авангард-отряд в громадные валуны, по подобию тех, по которым мы скакали во время нашей вылазки к Белухе. Когда мы вышли к очередному участку сыпучего щебня, мы решили, что опасно идти над рекой по столь зыбкой тропе, казалось, что щебень может поехать и унести в реку. Поэтому мы пошли вверх, так как туда тоже вела тропка. Но тут мы, немного, промахнулись. Тропа там оказалось ещё сложнее и опаснее. Через некоторое время мы улучили момент, и благополучно оттуда вернулись на нижнюю тропу вдоль реки. Я сбегал и предупредил, направившегося туда, Сержа, что лучше идти низом.

Дальше, мы опять провели небольшой консилиум, и в очередной раз решили, что Эмка я, и соответственно Настюха, идём вперёд и ждём остальных у первой непонятной развилки. Серёга усатый, собрав свою часть отряда, идёт нам вслед. Андрюха замыкает.

Мы достаточно быстро дошли до развилки. В этом месте основная тропа уходила вверх, и шла затем по верху уже больше не спускаясь к Акему. Однако, по низу, вдоль Аккема, так же шла другая, менее заметная, но всё же тропа. Смеркалось. Мы, как договаривались, решили дождаться Серёгу на развилке троп, чтобы указать правильное направление. Эма уселась на покрытом мхом камне кормить Настю. Мы немножко поднялись по тропе, чтобы было не так шумно от реки и чтобы было видно проходящих внизу. Когда мы дождались Серёгу, я предложил оставить кого-нибудь, чтобы предупредить следующую группу. Но Серёга решил просто оставить некий указатель. Как оказалось, это было ошибкой.

Мы сделали стрелку из палок и оставили записку. До деревянного моста и места нашей стоянки мы дошли за две ходки. Место было не самое лучшее, там было достаточно круто, но площадки вернее отдельные плоские участки горы для палаток были. Несмотря на то, что времени было только девять часов, довольно быстро стало темнеть. Мы находились в ущелье, и солнце уже давно скрылось. Я добежал до следующего места стоянки, которое мы с Эмой запомнили по дороге из Тюнгура, но понял, что мы туда уже не дойдём, так как это минимум пол часа хода, а уже темнело. Когда я пришёл, то часть нашей группы уже подошла. Остальные подтягивались уже почти в полной темноте. Мы стали ставить палатки. В этот день Оля и я были дежурными, поэтому я параллельно занимался костром и ужином.

Всё бы было ничего, за исключением пропажи Андрюхи, который был замыкающим, и так и не пришёл. Серёга-Дракоша пошёл за ним и тоже пропал. Мы приготовили ужин. Забавный момент был, когда Я с Сержем, а потом с Эмой, пилили дрова. Мы пилили большое, круглое бревно. Откос склона был таким большим, что, как только отпиленное полено отделилось от бревна, упав на землю, оно тут же покатилось со страшной скоростью вниз. Первое полено полетело на наш костёр, но, к счастью никого не задело, и его удалось остановить. Первое полено нас ничему не научило, поэтому второе тоже покатилось левее костра и кануло в темноту, его мы уже не нашли. Дальше мы пилили аккуратнее.

После ужина Серж и я пошли искать пропащих. Немного отойдя от лагеря, мы наткнулись на Димку. Димка шёл, как паровоз с большим фонарём на лбу. Сказал, что видел Серёгу-Дракошу на развилке, и тот направился дальше искать Андрюху. Мы ещё прошли и покричали. Когда уже собрались обратно, появился Дракоша. Дракоша был в порядке, но Андрюху так и не нашли. За Андрюху мы не очень сильно беспокоились, так как он у нас человек бывалый, и было ощущение, что с ним всё будет нормально. Вернувшись в лагерь, легли спать.

На следующее утро, явился Андрюха, свеженький и бодренький. Он естественно перепутал тропы и пошёл низом. Когда нас не догнал, остановился на ночлег. Позавтракали и рванули дальше.

Без особых приключений дошли до перевала Казуяк. Нас с Эмой всё спрашивали, где же эта "страшная мёртвая зона", где нет стоянок. Мы же объясняли, что мы эту зону как раз прошли. Такое впечатление, что у всех сложилось мнение, что это должна быть долина Мордора с выжженной травой и отвесными чёрными скалами.

Перед перевалом Казуяк сделали привал. Пообедали. День был жаркий, солнечный, поэтому всех разморило на солнышке. Через Казуяк переходили в произвольном порядке. Кто-то по дороге нажимал на ягоды: красная, чёрная смородина, малина, черника. Некоторые, как Эма, шли медленно почти не останавливаясь. Кто-то, как оказалось, чувствовал, что его бросили все сенсорики, которые с удовольствием накинулись на всевозможные ягоды по дороге.

Когда перешли через Казуяк, стемнело. Поставили лагерь, поужинали и завалились спать. В тот день все очень устали. Сидя у костра в ожидании ужина, практически весь наш доблестный отряд клевал носом, еле находя силы для разговора и подшучивания над готовящими ужин дежурными. Мне ещё выпала честь сходить за водой, и вымыть каны при свете луны в бурлящей Кучерле.

На следующий день собрались, перешли Кучерлу, поели в алтайской кафешке домашнего сыра мёда и простокваши, кстати очень рекомендую попробовать, искупались в Катуни и отправились в Барнаул.

Немного неудобно оказалось со временем. Приехали в Барнаул в 4 утра, было ещё темно. Не считая остатка ночи, нам ещё предстояло два дня болтаться в Барнауле. Но в результате мы довольно неплохо устроились. Эму с Настей поселили в комнате матери и ребёнка, хотя они там только спали. Все остальные расположились в небольшом скверике перед вокзалом. В эти дни в Барнауле было не очень жарко, что оказалось нам на руку.

Мы собрали рюкзаки в оборонительные порядки, натянули тент. По ночам дежурили по очереди, сменяясь каждые два часа. Впечатление наш лагерь производил довольно внушительное, поэтому бомжи и все остальные зеваки нас обходили стороной. Милиция тоже, как оказалось, была не против и даже наоборот поощрила наше присутствие. Еда у нас ещё оставалась, готовили мы на горелке. Илюха читал лекции. Один раз мы даже в местную баню сходили. Посмотрели Барнаул.

В поезде тоже было довольно весело. Резались в преферанс и в мафию. Устроили анкетный опрос на 40 номинаций. Лидерами по количеству мест оказались Серёги: Дракоша, Серж, Серёга-усатый; ну и Настя конечно. В поезде у Насти тоже никаких проблем не было. Она всё так же жила в своём обычном режиме, радуясь всему окружающему.