«Призывающие духов дождя». Филиппинский фестиваль урожая

Мысль о том, что где-то в далёком уголке земного шара живут дикие племена, следуя верованиям и традициям далёких предков, будоражит воображение. Хотя, пожалуй, не осталось таких народов, которых бы, даже частично, не затронула цивилизация. Вопрос лишь в том, как жителям удаётся сохранить свои корни и верования первых поселенцев. Северные жители Филиппин — народ достаточно развитый и окультуренный, не только собственным государством, но также американцами и испанцами. Но им, племени игорот, как никаким другим племенам, удалось сохранить калорит и уникальные традиции своего прошлого с тех времён, когда люди общались с духами природы, стихиями и жили в относительной гармонии с природой.

 Нам посчастливилось попасть на фестиваль Бигнас, уходящий своими корнями глубоко в прошлое и посвящённый празднику урожая. Жители превращаются в дикое первобытное племя, и рузгуливают в красных набедренных повязках и юбках, каких мы их и увидели. Если честно, о фестивале мы узнали случайно, по приезду в Сагаду — город больше напоминающий деревню. Местные не любят афишировать свои ритуалы, и стараются не привлекать внимание туристов, и без того стекающихся в тихий горный городок, окутавший туманном кедровые леса, рисовые террасы, пещеры и водопады. Но самая большая ценность для меня — это сами жители, доброта и радушие которых заставляет здесь остаться надолго. Хозяйка гостиницы с радостью поведала нам о предстоящем праздновании. Стараясь не упустить ничего важного, утром мы встали к началу фестиваля — в 6 утра.

 Соседняя деревня, отведённая для священного мероприятия, находится, как нам сказали, в 10 минутах ходьбы. Но сельские улицы выглядели подозрительно опустевшими — то ли местные проспали великий праздник, то ли где-то сами в тихушку проводят ритуалы. После часа ходьбы по окрестностям, и осмотрев едва ли ни все ближайшие деревни, мы заподозрили неладное: слишком уж молчаливый фестиваль-нивидимка. Оказалось, мы с самого начала повернули не на ту тропу, а само празднование происходило практически в центре Сагады. Ну не знали мы, что соседняя деревня может начинаться уже в центре города!

Итак, этот праздник называется Бигнас. В этот день на рассвете все мужчины деревни вооружаются бамбуковыми шестами, и группа полуголых мужчин в набедренных повязках и повязках на голове обходят все дома деревни, стучат в двери бамбуковой палкой, тем самым выгоняя из дома злых духов и нечисть. Согнав невидимых злых духов палками к реке, воины оставляют там свои шесты, и с победными криками и песнями возвращаются в деревню. После этого вся группа калоритных мужчин поднимается в горы, чтобы просить у богов дождя и обильного урожая.

Тем временем, пока эта процессия ходит по горам, спускаясь периодически в деревню и выкрикивая хором что-то на своём языке, местные женщины наряжаются в традиционные красные юбки в полоску и приносят свои подношения богам (которые потом сами же и съедят). Кто-то курицу, кто-то приготовленную еду, овощи, а кто-то кока-колу.. Я хотела пройти за процессией в горы, но нас, иностранцев, не пустили. Это священная территория.

После того, как дело сделано, — злые духи побеждены, а бог урожая услышал призывы воинов, обрушив днём на город ливневые потоки дождя, начинается самая важная и приятная часть фестиваля — сиеста, которая собственно растягивается до глубокой ночи и плавно переходит в вечерние танцы, напоминающие африканские прыжки вокруг костра. Главная традиция вечера - жертвоприношение богам. Для этого нужно ровно в полночь заколоть живых свинью и петуха, а затем их кровь с чашкой риса поднести к священному алтарю. В этот раз наступления ночи ждать не стали и привели животных ещё за светло. Саму свинью местные жители готовят на костре, делят на маленькие кусочки и раздают всем желающим, в том числе и любопытным туристам.

Не знаю, насколько остались довольны местные боги, но жители деревни повеселились на славу — гульбище и незамысловатые танцы полуобнажённых разрисованных людей продолжались до четырёх утра. Наутро жители возвращаются к своим делам, спокойно обсуждая удавшиеся ритуалы, и благодарят богов за ниспосланный дождь. Проникшись гармоничным общением жителей с природой, я в какой-то момент начинаю верить в духов риса, духов горных вершин и урожая. А мои знакомые иностранцы, лишь посмеиваясь, отметили местную способность слушать по радио прогноз погоды и выбирать для фестиваля подходящий день....

 Автор статьи - Елена Гулевич

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии: