Поездка в Черекское ущелье

В детстве я мечтала быть библиотекарем и путешественником. Библиотекарем потому, что можно было читать взахлеб книги, которых в то время не было в таком количестве, как сейчас, а путешественником - кто в детстве не мечтает о путешествиях в дальние страны! Лет двадцать тому назад я обращалась к астрологу, и он сказал, что мной управляет девятый дом, а это объясняет мою страсть к путешествиям.

Основная моя деятельность и работа - духовный центр "Родник Любви" и, естественно, мое личное развитие и рост на фоне этой работы. В последнее время я заметила, что рассказы других людей об их поездках и путешествиях не приводят меня в восторг и зависть по поводу их поездки, и я постаралась понять причину этого явления. Я поняла, что у меня растворилось желание путешествовать и видеть дальние страны.
Это открытие сначала поразило меня: как же так - это было моим самым главным желанием, и теперь+? Но время проходило, и я снова спрашивала себя: "хочу ли я поехать куда-нибудь?", представляя путешествия в самые разные уголки нашей планеты, но сердце отвечало "нет".

Я поняла только по истечению какого-то времени, что у меня просто исчезли желания вообще, а желание путешествовать - было одним из самых больших. Помню, что лет этак десять назад, когда я смирилась с тем, что мне не суждено повидать мир, я, то ли в молитве, то ли просто в разговоре с Господом, просила Его показать мне нашу планету, когда я приду туда, в Его мир. Я понимаю, что так велико было мое желание путешествовать тогда, и  теперь, когда у меня пропало желание повидать мир, Господь дает мне эту возможность. По делам своего центра в октябре месяце мне нужно было поехать в Москву и Пятигорск. Когда меня спрашивали, хочу ли я этой поездки, я отвечала, что нет. У меня не было радости по этому поводу, я ехала по работе, и это не вызывало у меня особых эмоций.

В своем плане пребывания в Пятигорске я не рассчитывала и не выделяла времени на какие-либо экскурсии, все было рассчитано на проведение работ. Но не все получается так, как планируешь, и пятница 29 октября у нас с Игорем, моим другом из Москвы, поехавшим вместе со мной в Пятигорск, оказалась свободной. Мы решили с ним, что поедем в Домбай. Я слышала от многих людей, что, если человек не был в Домбае, то он не был на Кавказе.

Мы с Игорем взяли путевки на Домбай, но так как было межсезонье, т.е. сезон горнолыжников еще далеко, а лето уже прошло, желающих поехать не оказалось, и нам вместо Домбая предложили на выбор несколько экскурсий. Поговорка, что все, что ни делается - делается к лучшему, оказалась точно к месту в данном случае. На Домбае мы все равно побываем, а в Черекском ущелье и на Голубых озерах, вряд ли.
На Кавказе все рядом по нашим представлениям. Черекское ущелье и Кабардино-Балкария расположены на расстоянии двух с половиной, трех часов езды на автомобиле от Пятигорска. В эту поездку мы выехали в два часа дня. День выдался холодным, шел мелкий дождь, температура 30С, хотя за день до этого было 170С.

Весь наш путь на микроавтобусе шел на подъем, хотя мы этого явно не замечали. Дорога была асфальтированная и в прекрасном состоянии. Мы не заметили, как доехали до места, которое мне, на первый взгляд, показалось населенным пунктом, а на самом деле все строения оказались кафе и закусочными для туристов. Ближайший населенный пункт, который мы проехали, находился на расстоянии получаса езды от этого места.
Несмотря на отсутствие транспорта и автомобилистов, кроме водителей туристических автобусов, мы увидели целую группу стражников ГАИ, некоторых даже с оружием в руках. Я поняла, что напряжение на Кавказе таким образом оказывает свое влияние даже на такие далекие от населенных пунктов места. Никакие это не были ГАИшники, а понятное дело кто! От нечего делать они развлекались, дразня местную собаку.
Мы заказали себе обед, который должен быть приготовлен за время нашего отсутствия на экскурсии. Цены, несмотря на обстановку, сервис, скудное меню и качество пищи, претендовали на уровень ресторана в Пятигорске. Зато туалет привел меня в удивление. Несмотря на удаленность от цивилизации, он был облицован кафелем, в нем были слив и туалетная бумага. Может быть, это послужило для нашего гида Екатерины поводом выбрать это кафе и приводить своих туристов сюда? Или это обычный сервис во всех кафе в этом месте: скудное меню, обстановка унылой "совдеповской" столовки и прекрасное отхожее место?

После заказа обеда мы продолжили свой путь на автобусе до того места, где до сих пор осталась прежняя дорога над пропастью в горные населенные пункты. Мы пошли по этой дороге пешком. Теперь она по большей части туристический объект. По ней в прежние времена ездили на арбах. Она была такая узкая, что в некоторых местах в скале сделаны углубления в виде ниш, чтобы в ней мог с арбой спрятаться тот, кто ехал по дороге, если ему попадался на пути встречный.
А пропасть трудно представить себе: пятьсот метров вниз, и там внизу течет эта самая река - Черек, по имени которой, называется само ущелье. Но картина еще более поразительная, когда ты запрокидываешь голову, чтобы увидеть, нависающие над тобой, прямо вертикально уходящие вверх, отвесные стены на те же самые пятьсот метров. Звуков текущей воды не слышно, слишком далеко внизу она течет, стоит первозданная тишина, ее нарушают только наше присутствие и наши разговоры.

На противоположной стороне ущелья, которая тоже почти отвесна, проявляются какие-то серо-голубоватые натеки, имеющие разные очертания, в некоторых из них можно увидеть какие-то образы. Гид объяснила, что после дождей на стенах ущелья появляются мелкие растения, которые потом засыхают, а выделяющиеся газы окрашивают их в такие странные оттенки. Про одно из таких изображений она рассказала, что кто-то из людей увидел в нем Тамару и Демона. Когда приглядишься, то вправду, кажется, похоже.
Временами шел дождь, клочьями нависал туман, все картина ущелья мне напоминала эпизоды из фильма "Аватар", который снимался в Китае, в Горах Белого Тумана.

Мы шли пешком до определенного места, дальше пешая дорога сходилась с дорогой, построенной в последние полвека. Мы шли пешей дорогой, параллельно с автомобильной, которая больше состояла из тоннелей, пробитых в скалах. До населенного пункта мы не добирались, это не было целью нашей экскурсии. Я задавалась вопросом: зачем люди жили и живут в таких неудобных местах, куда из обжитых мест нужно добираться неделями, я говорю о прежних временах, когда не было авто и другого транспорта, кроме гужевого.
И в настоящее время туда добираться трудно, особенно зимой, несмотря на наличие автодороги. На всем пути лежат кучи гравия, чтобы водитель в случае заноса смог сам справиться с дорогой и автомобилем. Но люди там живут, в каждом доме есть газ, подтверждением чему была труба, она сопровождала нас на протяжении всего нашего пути.

Я увидела, что целый народ - балкарцы, пусть небольшой, живет в этих суровых условиях, не просто какой-то период или часть своей жизни, а рождается, живет и умирает здесь. Здесь - его родина, он принял свою задачу жить в этих условиях и показывать миру свое смирение перед судьбой, жизнью, умение довольствоваться малым (из сферы материального).
Но зато он живет в удивительных горах, среди непостижимой красоты божественного первозданного творения, вдыхая чистый воздух, о котором мечтают многие, живущие в перенаселенных городах, и не способные позволить себе уехать из них.
Я склоняю голову перед мужеством и стойкостью этого народа, который и сейчас в третьем тысячелетии остается и живет в стенах домов, построенных их предками, не покидая родных мест потому, что куда бы они ни пришли, они будут пришлыми и чужими, а это - их родина. Родина как мать, она одна, какой бы она ни была.
О следующей части своей экскурсии я позволю себе рассказать в следующей встрече.

Автор статьи - Светлана Кан

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Поддержите наш проект - кликните по рекламке: