Отдых в Кратии (Камбоджа)

Хотя Кратия не лежит на древних руинах Ангкора, у нее все же есть свои привлекательные стороны. Всё началось с путешествия на длинном сигарообразном скоростном катере по реке Меконг,  к ее истоку.

После  одной ночи в Пном Пене, проведенной  в гест-хаусе,  меня подвезли на мотоцикле к причалу за Японским мостом, откуда отходят катера, и я запрыгнул в скоростной катер. Верхняя палуба была уже перегружена туристами, а большинство мест на нижней палубе были заняты местными жителями.

Двигаясь зигзагами по широкой, обсаженной деревьями реке Меконг,  наполненной с раннего утра рыбачьими лодками, мы несколько раз останавливались, чтобы взять еще груз и пассажиров; поэтому к тому времени, когда мы добрались до Компонг Чама через 2 с половиной часа, оставались только стоячие места. Я был единственным иностранцем на борту, а видео-караоке оглушал всех, кто стоял в непосредственной близости от него, включая и меня.

Причал в Кратии появился в виду примерно через пять часов после отправления из Пном Пеня. Как и в большинстве случаев, причаливание катера было суматошным, так как пришлось карабкаться по крутым ступенькам. На причале я увидел мальчика Фанну, который по выходным от школы работал в гостинице.  Он предложил  провезти  меня по городу.

Мой номер на двоих с кондиционером и с видом на реку, стоил достойных 15$, невзирая на тот факт, что я был единственным постояльцем.

Фанна, светлолицый 18-летний молодой человек, собирающийся стать юристом и младший из семерых детей, был весел и изобретателен.

Мы направились из города на юг, но держались вдоль реки и вскоре добрались до полуразрушенного  800-летнего   храма в храмовом комплексе Ратакандале, где кучка ребятишек весело передразнивала каждое мое движение.

Через дорогу мы вошли в современную пагоду, стены и потолок, которой были украшены различными изображениями из жизни Будды, и, возвращаясь в город, мы остановились в недостроенном храме поболтать с монахом в оранжевой мантии, который оказался другом Фанны.  Мы посетили также его школу и новую часовню рядом с рынком, а потом остановились  в  ресторане «Меконг», чтобы выпить воды и съесть по чашке  куриного супа.

Фанна исчез в школе, где после обеда у него были занятия, а я прогуливался по дороге у реки, мимо особняка губернатора и вокруг, поворачивая назад, исследуя улочки и аллеи, окружающие  главный городской рынок, где, кажется, сосредоточилась вся торговля Кратии. В то время, как некоторые здания колониальной эпохи несли на себе следы покраски охрой, большинство зданий находилось в состоянии вечного ремонта,  и город производил впечатление неотвратимого разрушения.

В 5 часов вечера  включилась система городского вещания, стали передавать музыку и кхмерские  новости. Стойки, где подавали еду и напитки, стоящие вдоль реки, были полны посетителей, я тоже сел, чтобы заказать освежающий «тикалок» - сладкий пенистый фруктовый напиток с сырым яйцом, ледяной крошкой, сахаром и концентрированным молоком, и наблюдать за закатом над рекой, наполовину окутанным  облаком.

К семи часам большинство столиков были заняты, а я,  прежде чем вернулся в ресторан Меконг  ради вкусного блюда из говядины на гриле с тарелкой чипсов, прогулялся вокруг темной территории рынка. Свет был только у двух столиков, продающих  фрукты и у магазинчика, где подростки усиленно стучали по клавишам компьютеров.

На следующее утро Фанна приехал в 7 часов вместе со своим соседом Вингом, который согласился быть для меня водителем на весь день. Мой первоначальный план поездки за 30 км к востоку от Кратии  в старинный  храм  в Пре Тет Кван Пир рухнул, когда Фанна объяснил, что  ходят слухи, что в том районе можно встретить бандитов. Поэтому Винг, который совсем не знал английского, и я направились на север от Кратии с пунктом назначения в Самборе.

Находящийся в сорока километрах от города, Самбор в восьмом веке был  столицей провинции Ченья, известный как Самбхупура, хотя, к сожалению, ничего не осталось для осмотра от первоначальных восьми групп памятников. Однако, наше путешествие по ухабистой дороге с разбитыми мостами и отсутствием транспорта на ней, позволяло нам наблюдать за  местными жителями и их традиционными деревянными домами на сваях, стоящими вдоль реки Меконг, которые всегда были в поле нашего зрения.

В Сандане мы заплатили 500 риалов, чтобы проехать через сад. Главный мост был на ремонте, хотя дорога значительно улучшилась после того, как мы добрались до г.Самбора, через полтора часа после отъезда из Кратии.

Самбор – маленький пыльный городок, где внимания туриста заслуживают лишь несколько интересных храмов. Храмовый комплекс Тразор Мей Рой,  находящийся совсем близко от реки, известен своими ста колоннами и прекрасными настенными рисунками внутри вихары, и в нем находится большая белая ступа на полу храма, посвященная принцессе Нучат Хатр Ворпик, убитой крокодилом.

К  востоку от  храма узкая тропка ведет к другой, намного меньше, заброшенной пагоде, известной как храм Прей Вихер Кук. Молодой монах  рассказал нам, что развалинам  храма с его  грязными, грубо написанными картинами, 700 лет, хотя перевод был на смеси англо-азиатского языка, и я  мог ошибиться. После краткого осмотра города мы поехали дальше.

На остановке в деревне Сандан, где находились пагоды, я увидел школу, и детей, занимающихся на открытом воздухе. Дети позвали меня к себе,  но через 15 минут подошёл учитель, чтобы продолжить занятие.  Решив сделать «живое» фото, я выпрыгнул с мотоцикла, для того, чтобы напугать трех маленьких девочек, которые тотчас же бросили свои большие миски с  рисом на пол и с воплями бросились в ближайший дом. Да, не получилось обернуть всё в шутку!

Одной из главных причин  поездки в г.Самбор была надежда взглянуть на редких Ирравадских  дельфинов, обитающих  на стремнинах реки Прек Патанг, к северу от Кратии. Когда  примерно в 20 км от города, я уже не рассчитывал на удачу, как вдруг увидел, по крайней мере, дюжину гладких серых дельфинов,  постоянно выскакивающих на поверхность воды рядом с берегом. Можно было взять напрокат маленькую лодку, чтобы наблюдать за ними поближе, но мы оставили это пустынное место, чтобы поехать в Пном Самбок, находящийся на расстоянии нескольких километров.

На вершине холма находятся четыре пагоды на различных уровнях с восстановленными картинами Трипитака в ярких красках. И еще нам предстала  чудесная панорама через реку. Вокруг гуляли монахини и монахи, а 92-летний главный монах пригласил пообщаться в круг, где сидели также  более молодые монахи и неофиты.

Следующие 30 минут мы практиковались в английском и кхмерском,  взрывы хохота и постоянная беззубая усмешка на широком лице старого главного  монаха  сопровождали наше общение.

Винг и я вернулись в Кратию как раз до часа пополудни, и когда я отдохнул,  приехал Фанна, чтобы показать мне свои любимые места, находящиеся неподалеку от реки Прек Те. Поездка была очень приятной, отовсюду слышались в мой адрес  «Привет! Счастливо!», пока мы не достигли реки, которая вливается  в реку Меконг,  и единственное, что мы видели, – это тяжёлый труд людей  на соседних полях.

Когда солнце пошло на закат, жители деревни Прек Те  стали возвращаться домой пешком, на повозках, запряженных волами, и на велосипедах, а мы вернулись в город, чтобы глотнуть тикалок на берегу, в это время горизонт очистился, и нам предстало  красивое оранжево-красное  зарево заката.

Пока мы наслаждались удивительным зрелищем, Фанна объяснил, что, если ему не удастся получить избранную им профессию юриста, он станет гидом. Он неплохо говорил по-английски, и даже продумал план заработка  денег:  разрабатывать и печатать логотипы дельфинов на футболках и почтовых карточках.

Утром на следующий день  я купил билет на скоростной катер для поездки в Компонг Чам.

В 5 утра я принял душ, упаковался и был одет к тому времени, когда  появился Фанна. Мы отправились, чтобы позавтракать и взять  что-нибудь  с собой на катер, затем я поблагодарил Фанну за помощь и дружбу, пообещал писать, и за 15 минут до отправления сел на скоростной катер Хемара.

Вскоре начали толпами прибывать пассажиры, и катер быстро наполнился  примерно 100 человек, среди них были два западных туриста, одного из которых я встретил в автобусе год назад.

Обратное путешествие оказалось интересным приключением. Я поделился своей едой с чиновником из Самбора, который знал несколько слов по-английски, хотя шум от видео поглощал большую часть  нашего разговора. Катер, который был слишком перегружен, по моему мнению, и на пути в Компонг Чам  останавливался  до полудюжины  раз, чтобы взять людей, продавцов и груз, включая мотоциклы и мебель.

Время, проведенное мной в сонной Кратии, подарило мне опыт и   стало  заслуженной  наградой и стоило моего обратного путешествия из Пном Пеня в Сием Риап. Она оказалась именно такой, как я ожидал от спокойного провинциального города, расположенного на берегах реки, но чрезвычайные явления  такие, как драматичные закаты на реке Меконг,  редкие дельфины, находящиеся на грани исчезновения и дружелюбие народа, подтверждают, что  в недалеком будущем  я снова вернусь сюда.