Один день во Вьентьяне

Покидаю мой любимый лаосский город Луанг Прабанг, и  меня снова тянет во Вьентьян, чтобы увидеть друга Энди - путешественника из Швейцарии.

Я в волнении еду всю ночь до Вьентьяна на автобусе и вижу Энди в 5 утра, встречающего меня утром на остановке. По дороге в  гест-хаус я радостно оглядываю милый для меня городок.

Когда  я увидела Вьентьян впервые, я сразу почувствовала контраст с другими городами  Азии, поскольку Вьентьян — это маленький город, по сравнению с другими столицами, такими как Ханой во Вьетнаме и Пномпень в Камбодже. Вьентьян самый маленький из них город-столица.

По легенде, город был создан драконами. А согласно историческим данным, Вьентьян — это один из самых древних городов, его территория включает оба берега реки Меконг. В древние времена, когда Вьентьян был частью королевства Ланксанг, Вьентьян являлся политическим, социально-экономическим и культурным центром, и люди здесь жили счастливо.

ВьентьянГоворят, что настоящий Вьентьян, это лишь половина того прежнего города. Ступа Луанг, изумрудный храм и другие здания были восстановлены от разрушения за последние 100 лет.

Больше всего радует глаз чистота и соблюдение правил дорожного движения. Здесь нет той суеты присущей другим городам Азии, улицы и дороги часто бывают пустынны, и кажется, что тянется и не заканчивается один большой выходной.

Прежде всего,  Энди повёл меня в кафе и заказал нам завтрак. Сначала, как всегда, знаменитый Лаосский кофе, который жители варят каждое утро. Я, хоть и не любитель кофе, но Лаосский натуральный Арабика, выращенный на горном плато в центре Лаоса, с молоком — это чудо наслаждение, которое можно разделить в беседе с Энди. Мы оглядываем местных жителей — больше всего бросается в глаза одежда лаосцев. Все женщины здесь обязательно носят шёлковые прямые длинные юбки с орнаментом внизу.

Энди возмущённо просит хозяйку поторопиться с завтраком и жалуется мне:

— «Лаосцы все такие ленивые! Они думают, что туристы никуда не денутся и будут платить им деньги, но это не может продолжаться всегда. И, в конце концов, это приведёт в упадок их страну, им придётся суетиться и работать, чтобы привлечь туристов. Посмотри на таксиста тук-тук,— он лучше будет сидеть весь день без работы, чем снизит цену на 5000 кип (0,5$) и найдёт клиентов. Ох, какие же они ленивые!»

— «Здесь не тот климат, что в Швейцарии, и условия расслабленные, туристов много и можно жить здесь, почти не работая. Как наша хозяйка гостиницы, — сдаёт комнаты и кровати за низкую цену, но в сумме прибыль довольно большая, а сама со своей семьёй целыми дням смотрит телевизор и просто ничего не делает, даже о чистоте не заботится. Дети-подростки целыми днями играют в карты».

После завтрака мы идём на рынок, где видим, как мастера работают с золотом (переплавляют изделия, изготавливают новые, чистят его). И всё это имея под рукой только старую ржавую миску и раскалённый инструмент.

Мы долго наблюдаем за работой и, удивляясь, как им удаётся делать такие красивые вещи, подсаживаемся к одному мастеру, который говорит по-английски, и выпытываем у него технологию. «Нет здесь никакого секрета! Всё просто — раскалённое железо переплавляет золото. А это обычный стиральный порошок — чистит его». В общем, не удалось нам узнать, как же это происходит, но мы не расстроились.

После этого Энди повёл меня в своё любимое место медитации. Это храм, перед которым стоит огромное и толстенное дерево, а вокруг дерева — 7 высоких золотых статуй Будды, покровителей дней недели. Энди объясняет, что я родилась в воскресенье, и поэтому мой покровитель Будда воскресенья, являющий миру созерцание, мир и любовь.

«Это место священное. Здесь останавливался Будда, а о дереве ходит много легенд. Здесь особая аура, ты чувствуешь?»

Я, правда, прониклась гармонией этого места, и мы немного помедитировали, и порисовали.

Золотая ступаЗатем я уговорила Энди сходить к священной золотой ступе. Ступа Pha That Luang является символом буддийской религии и независимости Лаоса. Этот образ встречается по всей стране, и даже на государственной печати Лаоса.

Согласно легенде, индийские миссионеры в 3 веке до н.э. возвели на этом месте ступу, чтобы захоронить часть костей Будды. И, хотя раскопки не нашли никаких следов этого, на этом месте были обнаружены руины Кхмерского монастыря, который был построен в 11?13 веках н.э.

В 16 веке король Сеттатират приехал во Вьентьян и начал строительство ступы Pha That Luang на месте кхмерского храма. Также были построены 4 храма, из которых уцелели только два: Wat That Luang Neua — сейчас является резиденцией высшего буддийского патриарха Лаоса. В 17 веке ступа представляла собой огромную пирамиду, вершину которой покрывал огромный лист из чистого золота. Но в 18 веке ступа была разрушена вторжением Сиамской армии и только в 1900 году французы начали её восстановление.

Сейчас ступа блестит перед нами в лучах яркого солнца, а мы укрылись в тени огромной пальмы в парке, чтобы насладиться кокосом и полюбоваться красивейшими храмами, окружающими ступу. К нам подошёл юный монах, и заговорил с нами, радуясь возможности попрактиковаться в английском. Оказалось он живёт и учится здесь уже 8 лет, и обучение здесь отличается только большим количеством часов обучения заповедям, молитвам и медитациям. Но скоро его срок обучения подойдёт к концу, и он дальше может выбирать свой дальнейший путь. Парень, скорее всего, вернётся домой и будет жить, как обычные люди. Но он всё же доволен, что учится именно здесь, это позволило очистить его ум и научить терпению.

p1010127Возвращаясь домой, мы услышали в одном из буддийских храмов музыку и решили зайти, как обычно, оставив обувь перед храмом. Кроме нас в храме были только 2 лаосские женщины. Они сидели на полу и перевязывали цветы. Женщины улыбкой и жестами позвали нас присоединиться. Нужно было связать 2 цветка, 2 палочки-благовония, и 2 свечи в один пучок. Мы стали вязать с ними пучки, и я терялась в догадках, что же будет дальше. Я была в джинсах, и было немного не по себе, ведь в храм принято заходить в юбке.

Постепенно набираются люди, и вот уже человек 50 в храме, а мы раздаём всем наши готовые цветы. Раздаётся голос ламы, и мы проникновенно слушаем молитву в торжественном молчании.

Но вот все встают и тянутся к выходу, зажигаем свечи и палочки, несём в руках каждый по связке, медленно обходим вокруг храма 3 раза под звуки огромного барабана на стоящей рядом пристройке. Это время шествия тянется бесконечно долго, я проживаю осознанно каждый шаг, погружаясь с каждым звуком барабана в транс. И внезапно моё сознание проясняется, и я осознаю, что уже воплощаюсь на Земле много раз и бываю в разных местах, и везде я дома — Земля — это мой дом. Я люблю всех людей мира.

p1010131Сейчас лаоссцы, которые шли рядом, говорили на другом языке, но я их понимала. Необыкновенные ощущения эти света сознания длились недолго. Мы вернулись в храм, поставили цветы и свечи перед статуей Будды и стали слушать пение молитв ламами. Остальные прихожане сидели на полу, поджав колени или в позе лотоса и тоже старались читать молитвы, кланяясь время от времени к полу перед Буддой.

Мы подождали ещё немного, но за окном уже темно, а я ещё планировала в недорогой спа салон и сауну.

В спа салоне мне сделали маски из фруктов и глины, и я пошла в сауну — запах трав и масел герани, зелёный чай бесплатно и маски на тело из кокосового молока, которые я подсмотрела у других девушек, а они охотно со мной поделились, — всё это создало ощущение рая на земле.

Счастливая и расслабленная, я вышла домой поздно вечером. И, конечно, заблудилась. Без Энди было сложно найти дорогу. Но вечерние улицы Вьентьяна на редкость оживлённые. Здесь вечером устраивают ночные рынки, где продают вкусняшки — на улице жарят хрустящие и тягучие пончики на кокосовом молоке и с кокосом или кукурузкой внутри, сладкие изделия из рисовой муки, стиккеры из риса, фрукты, одежду и всё остальное. И всё за смешные цены.

Молодёжь в это время гуляет и общается в кафе или собираясь возле главного центрального фонтана на лавочках. Сначала я подумала, что сегодня у них праздник, но это, оказывается, стиль жизни, такое можно увидеть каждый вечер. Ощущение праздника и жизни. Я через час плутания по городу добралась в свой гест-хаус и сразу заснула.

Проснулась утром, ощущая себя такой отдохнувшей и посвежевшей после сауны, что хотелось просто летать.

Мы провели лучшее время во Вьентьяне вместе, и, когда расставались, Энди подарил мне круглый плоский камень с острова Don Det — «Это талисман для тебя, он волшебный». Обнял меня и сказал «Если у тебя не получиться приехать в Тайланд, увидимся в Непале, я знаю, что ты приедешь».