Камбоджа — навсегда в моём сердце. Часть вторая

Часть вторая

Храмы КамбоджиНастало время для посещения храмов. Итак, на рассвете мы отправились в храм Сэмбор Прей Кук (Sambor Prei Kuk), первоначально известный как Исанапура (Isanapura) – до-ангкоровская столица Камбоджи. По дороге мы остановились на одной сервисной станции, где путешественники могли перекусить, здесь хватало всякой экзотики – жареные сверчки, муравьи и пауки. Один парень из нашей команды решил попробовать паука, и откусил длинную мохнатую лапку. Судя по выражению его лица, паук был на вкус просто отвратительным. Не самая лучшая идея, по дороге к достопримечательностям пробовать подобные блюда, что с непривычки может вызвать проблемы с желудком. Дороги, кстати, все уже расчищены от мин (которые были оставлены в военное время), хотя считается, что в стране находится до 4х млн. мин, особенно в труднодоступных местах.

Когда мы благополучно добрались к храму Сэмбор Прей Кук, мы облегчённо вздохнули и поблагодарили Бога. А здесь перед нами открылось множество возможностей. Более 100 храмов разбросаны в джунглях, многие из них датируются началом 7 века. Полуразрушенные кирпичи с надписями на санскрите и высеченные из камня скульптуры, - всё покрыто растительностью. Появилось ощущение, что мы попали в покинутый всеми мир, который затерялся в джунглях, и только дети, обступившие нас со всех сторон, несколько нарушают обстановку заброшенности. Они спросили нас на безупречном английском про нашего гида (сколько мы ему заплатили), как нас зовут, и сколько мы зарабатываем. В Камбодже, как пояснил нам наш гид, это обычный вопрос, все интересуются заработком других.

В течение следующих нескольких часов поездки по ухабистой дороге нам предоставился шанс увидеть ещё одну сторону этой мистической страны. Пейзаж резко сменился от яркой насыщенной зелени до засушливого коричневого, а затем снова стало всё зелёным. В одной из деревень, которая оказалась целой школой, мы увидели учеников на велосипедах одетых в стандартную национальную форму – белую рубашку и синюю юбку или штаны. В этой же деревне мы встретили мастера, высекающего статуи Будд.

Когда наш автобус остановился, мы с радостью вышли, оказавшись в глубине джунглей. Прежде всего, нас привели в дом – им оказалось сооружение по типу палатки с настоящей кроватью, закрытым туалетом и душем. Через мгновение наступили сумерки, и мы появились на ужин с пылающими факелами в руках. Наш повар сделал превосходные коктейли и обед, и мы ужинали под звёздным небом при свете горящих факелов.

Когда на рассвете мы вылезли из палаточных домиков, держась за головы, идея столь ранней экскурсии не показалась нам слишком привлекательной. Но впечатляющий завтрак быстро поднял нам настроение, а, повернувшись, мы увидели огромную пирамиду из кирпича. Это оказался Прасат Том (Prasat Thom), семиэтажный храм из песчаника, построенный 1000 лет назад. Мы находились в местечке Кох Кер (Koh Ker). Когда-то в прошлом он являлся (с 928 по 944 гг. н.э.) столицей Камбоджи. А это великолепное здание, видневшееся впереди, оказалось только началом. Мы находились в огромном храмовом комплексе, который выглядел так, словно его не трогали столетиями, и ,кроме охраны в одежде цвета хаки и цикад, мы были здесь одни. В округе было множество других храмов: храмы с изображениями Шивы, такие как Прасат Тенг (Prasat Theng) и Прасат Леунг (Prasat Leung) и другие, такие как Прасат Нанг Кмау (Prasat Neang Khmau), где сучковатые камни деревьев обвили храмы, словно сеткой, и выглядели такими же древними, как и храмы.

А сейчас мы едим к одному из самых больших в мире храмов Ангкор Ват, но перед этим снова окунёмся в мир цивилизации, остановившись в отеле «Raffles Grand Hotel dAngkor». В течении 75 лет этот отель, расположенный на краю города Сием Реап, был местом, где останавливался всякий, кто искал атмосферу древности и мифического волшебства. Грациозная элегантность, выраженная в тёмном деревянном интерьере и антикварной мебели, была для нас словно билетом в рай после наших ночных палаток.

Но впереди нас снова ожидало наказание в виде звонка будильника на рассвете, хотя нас заверили, что такие усилия не пропадут даром. Что и подтвердилось сполна. Нам не забыть никогда вид восходящего солнца над огромными остроконечными мистическими храмовыми постройками. Перед посещением Ангкор Вата нужно как следует запастись едой и питьём, поскольку обход занимает много времени.

Трёхярусная пирамида, увенчанная башнями, словно улей, возвышается на 65 метров над землёй. Он был построен скорее в качестве мавзолея для правителя Суравармана II (Suryavarman II) (1112-1152гг.) и в знак посвящения индуистскому богу Вишну, который спрятан здесь в одной из башен в форме статуи. Здесь прослеживается история, религия и повседневная жизнь жителей того времени. В необычных барельефах, которые протянулись вдоль внешней стороны центрального храмового комплекса, и на изучение которых может уйти целая жизнь, описаны сцены истории. На них видны картины сражений индуистского эпоса Махабхарата, военные шествия армии Суравармана, где в самом конце шагает слон, и несут королевскую корону, армии обезьян, а также сцены рая и ада.

КамбоджаНичто не впечатляет в Камбодже настолько сильно, как Ангкор Ват, но другие храмы тоже по-своему интересны и очаровательны. В храме Ангкор Том (последней столицы империи Ангкора) вход украшен 54 массивными статуями богов, с одной стороны, и 54 статуями демонов, с другой. Каждый из персонажей имеет своё неповторимое выражение лица – печальное, радостное, насмешливое и т.д. Фигуры в главном храме трогают своим изображением реальной жизни: человек готовит еду, женщина несёт ребёнка, круглолицые солдаты сражаются в набедренных повязках, черепаха кусает человека. Та Фом (Ta Phom), обнаруженный французским исследователем Генри Моухаутом в 1860 году, стал символом власти природы над творениями человечества. Волшебный, величественный, мистический союз гигантских корней и гигантских храмов.

дети КамбоджиВ последний день мы продолжили путешествие на лодке к озеру Тонл Сап (Tonle Sap), одному из самых больших пресноводных озёр в Азии. На озере и вокруг него живут 4 млн. людей, многие живут в крошечных плавающих лодках, составляющих плавающие деревни. Здесь есть плавающие школы, кафе, больницы, крокодиловые фермы. Жизнь в этих местах на самом деле очень трудна. Жителям приходится вести быт, воспитывать детей и содержать семью в пространстве, размером с маленькую комнату. Но они привыкли к этому, живут так день за днём. Как и все остальное в этой красивой, печальной и очаровывающей стране, они переживают невзгоды и продолжают жить.