Изучение кхмерского танца в Камбодже

Танец КамбоджаМеня всегда интриговал танец Камбоджи, раньше я читала стальи про танец Апсара, но об этом уникальном танце так мало информации, что я решила поехать и изучить, что представляет из себя этот танец. Мне интересна связь восточных танцев - арабского, индийского и кхмерского.

Оказавшись в Пном Пене первым делом узнаю адрес института искусств ассоциации танцев, сажусь на мотобайк  и вскоре оказываюсь в довольно необычном месте - на земле установлена сцена, перед которой стоят деревянные скамейки, вместо крыши - навес из бамбука, рядом продолжено здание, где находятся кабинеты.

Я представляюсь, собираясь изучить кхмерский танец Камбоджи, взять интервью у танцовщицы, а также несколько уроков кхмерского танца.

Ко мне подходит очаровательная смуглая девушка с длинными вьющимися волосами и прекрасной фигурой, и представляется учительницей кхмерского танца Belle. Она явно смущается назвать мне какую-либо цену за урок, после чего я сама предлагаю 5 $, на что она с радостью соглашается, и следующее индивидуальное занятие длится по 2,5 часа.

Belle 23 года. Танцами она занимается с 5 лет, а преподаёт уже 3 года. Как мне объяснила Belle, чтобы уметь танцевать кхмерский танец необходимо начинать тренироваться лучше  в 4-5 лет, но не позже 9 лет. В раннем детском возрасте кости и кисти рук и пальцев подвижны и поддаются растяжке и гибкости уже почти невозможно и гораздо сложнее. А ведь руки в кхмерском танце один из самых главных элементов.

Belle  берёт кусок ткани и моментально делает из него классические танцевальные штанишки, обмотав меня этой тканью и надев сверху пояс. Я уже чувствую себя посвящённой в мистический ритуал танца Камбоджи.

Далее мы босиком оказываемся с ней на той самой деревянной сцене, где она начинает проводить по классическому кхмерскому танцу.

Я с удивлением замечаю, что в отличие от восточного арабского танца, где подвижна и в движении абсолютно каждая часть тела, здесь подвижны в основном только кисти рук и ноги. Тело совершает слабые  наклонные движения, но едва заметные. Акцент создаётся полностью на руки.

При помощи движений рук танцовщица рассказывает свою историю. Обычно это история любви, легенда, религиозный отрывок из Махабхараты или символическое описание природных явлений. Каждый Таней это всегда описание, это отдельная история, словно спектакль, где певец  часто озвучивает  и дополняет сюжеты пением за действующих лиц.

Движение рук грациозно сочетается с специальной неторопливой походкой или прыжками. Все движения очень чёткие медленные и выразительные, где руки находятся в непрерывном движении.

Мы начинаем урок с разминки. Для этого существуют законченные сюжетные отрывки с символическим смыслом. Например, выполняются движения руками и пальцами, показывающие круговорот в природе: посадили в землю семечко - выросло растение - расцвёл цветок - завял цветок - снова ушёл в землю. Этот элемент может потом быстро вплетаться в танец, как символ возрождения.

Мы также тратим много времени на растяжки рук - оттягивая пальцы назад с силой и до боли в суставах. Боль на тренировках - это то, через что проходят все дети, изучающие кхмерский танец Камбоджи. При постоянный тренировках с 5 лет пальцы рук могут изящно выгибаться назад, создавая ощущение красоты и заострённости, а также выделяя танцоров от остальных людей.

Далее мы проходим различные позы и растяжки на полу, и мне кажется, что надо быть йогом, чтобы уметь прогибать своё тело так как это делает Belle.

После всех тренировок мы приступаем к самому танцу Камбоджи, который раскрывает историю любви. Каждое движение  описывает  определённую эмоцию - руки, соединённые  на груди - влюблённость, рука около щеки - задумчивость или игривость, рука смахивающая слёзы печаль.

Никогда не представляла насколько ярко можно выразить свои чувства движением рук, и что в повседневной жизни мы часто не думаем об этом. Много раз обращала внимание на лица выступающих на сцене танцоров, особенно исполняющих танец  апсару, - они практически неподвижны и серьёзны, без улыбок, создаётся очень странное впечатление какой-то тайны и мистического ореола, где апсары словно высшие создания являют своё совершенство с гордым видом, полным достоинства.

Я заучиваю и повторяю движения танца за Belle, но несмотря на все мои старания, получается не совсем похоже не её движения, а скорее напоминают арабский стиль, которым я занималась раньше. Замечаю, что на меня со снисходительными усмешками начинают поглядывать ребята переодетые в костюмы, которые суетятся вокруг, подготавливая сцену и инструменты для предстоящего выступления-спектакля. Я смущённо завершаю своё занятие, явно предчувствуя приближение грандиозного представления. Собираются на скамейки зрители, среди которых много европейцев.

Представление ещё не началось, только музыканты, расположившись рядом со сценой играют на местных инструментах, издавая звуки барабанов и колокольчиков. Свежий воздух и плавно-ритмичные звуки создают такую атмосферу, словно перенося нас на несколько веков в Индию в естественные и полудикие условия.

Появляются танцоры в ярких костюмах зверей, богов и царей, в масках и начинается спектакль, где принимают участие только мужчины, даже исполняя женские роли. Я в восторге наблюдаю и узнаю разученные мной движения, и наполняюсь ощущением счастья от причастности к этой  тайне символического языка тела.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии:

1 комментарий:

  • Roman:

    Очень красивый танец