История японской чайной церемонии

История Японской  чайной церемонии20 марта состоялось открытие чайного клуба в центре любителей Японской культуры. Марина Холкина, координатор международного проекта чайной церемонии, провела  лекцию по истории чайной церемонии, ярко дополнив повествование собственными воспоминаниями  и личным опытом обучения чайной церемонии в Японии.

Чайная церемония, или «чадао», в переводе означающая «путь чая», прошла долгий этап становления.   Чайный напиток упоминается в китайских рукописях, относящихся к 2004 г. до н.э., хотя  культивировать чай начали только в 4 веке.  Первыми,  ознакомившимися с чайным напитком,  были монахи буддисты,– чай постепенно вошёл в  культуру буддийских монастырей. Говорят, что история чайной церемонии началась с буддийского монаха, который пришёл из Индии в Китай в 520 году.Существует легенда, как однажды он  во время медитации впал в тяжёлый сон. Когда  совершивший грех священник проснулся, он оторвал свои преступные веки, и бросил их на землю, где они будто бы мгновенно превратились в кусты чайного растения. С тех пор дзэнские монахи употребляют чай как средство против сонливости.  Постепенно в буддийских монастырях развился целый ритуал питья чая утром и вечером.

В 9 веке с распространением буддизма форма чаепития появилась в Японии и в Корее. Как мы отмечали ранее, первыми японцами, познавшими всю прелесть чайного напитка,  стали буддийские монахи. Тогда же появилась «Инча»буддийский обряд в средневековой Японии, согласно которому император созывал всех на религиозную церемонию. В буддийских монастырях после совершения религиозных обрядов проводились массовые чаепития.

В Китае чай  ценили как лекарственное растение, помогающее при отравлении организма, восстанавливающее силы, укрепляющее стенки кровеносных сосудов и очищающее организм от вредных солей и отложений. Его также  использовали во время медитаций. В древних даосских трактатах  говорится, что если пить чай постоянно, можно обрести крылья и научиться летать.

После прекращения отношений с Китаем в  894 , интерес к чаю резко ослаб. И только в 1191 году чай вновь появился в Японии.  В этом постарались дзэн-буддийские монахи, которые и   занялись культивацией чая.

В 13 веке появился ритуал чайной церемонии с атмосферой простоты и недоговорённости.  Существовали японские чаепития, далёкие от современных японских канонов. В частности, существовала церемония «чаепитие в ванне».  Но чаще всего, чаепития проходили в качестве турниров. Первоначально такие турниры проводились в монастырях. Особое развитие чайные турниры получили в 14-15 веках. В аристократических кругах чайная церемония устраивалась в верхних павильонах зала.

Для этого вывешивали китайские буддийские свитки с изображением цветов или пейзажей, на столы ставили вазы с цветами, подсвечниками – всё это было китайскими предметами. На других столиках помещались  различные  тарелки с закусками, еда и напитки.  Обычно гостям сначала подавалось угощение, и после небольшого пиршества, гости выходили в сад и  прогуливались по аллеям. Пока гости гуляли по саду, хозяин чайного турнира заканчивал все приготовления, после чего приглашал гостей.

Они рассаживались на скамейку, покрытую шкурой леопарда, а хозяин на бамбуковый стул. Сначала 3 чашки чая ставились перед свитками с изображениями Будды. Затем хозяин вручал каждому гостю чашку с растолчённым чайным порошком,  добавлял горячую воду, и гости принимали этот чай. Потом несколько раз менялись чашки, и гости должны были угадать, где хороший сорт чая, а где плохой.  Чаепития велись долго, в зависимости  от количества выпитых гостями чашек, и, как правило, назывались «турнир 10 чашек», «турнир 100 чашек» и т.д.

Постепенно чаепития  превратились в чайные церемонии для узкого круга лиц, и проводились в основном среди феодалов. Первоначально чай подавали в парадной комнате, отгороженной ширмами, в небольшом пространстве. Постепенно стали создавать специальные комнаты, предназначенные специально для чаепития. Являясь чисто аристократическим ритуалом, он оформлялся дорогой китайской чайной утварью, произведениями искусства,  созданными по китайским образцам.

Уже ко второй половине 16 века аксессуарам чайной церемонии стало придаваться большое значение. Их подборка  стала доверяться профессионалам. Всему действу придавалась строгая форма, а действия и манеры участников были стилизованы. Чаепитие превратилось в детально разработанный, философско-обоснованный ритуал.

В период власти военачальников чайная церемония превратилась в престижный  ритуал демонстрации богатства. Между собой военачальники соперничали, – у кого самая красивая и дорогая чайная утварь. Цены на предметы чайной утвари росли стремительно.

Мастера чайной церемонии должны были руководить сложным ритуалом чайной церемонии, которую устанавливал военачальник. Принадлежность для чайной церемонии в те времена считалась почётной наградой за разные подвиги.  Как ещё большая милость воспринималось разрешение официально устраивать самостоятельные чайные церемонии.

В 1587 году в  храме  Китано  в  Киото была проведена церемония, получившая название «Великое чаепитие в Китано».  Специально для этого привезли золотую комнату Хидэёси. В церемонии использовались лучшие образцы китайской посуды. Приготовления к столь грандиозному событию начались ещё за месяц  до чайной церемонии -   приглашались абсолютно все, независимо от сословия, и крестьяне, и богатые люди. Всё это было устроено, с целью  демонстрации  единства  и сплочённости  страны. Правда, крестьянам было приказано принести собственные  чашки и предметы для сиденья. В празднике участвовало более 5 тыс. человек.

Кстати, среди горожан и крестьян  тоже были чаепития, но они назывались чайными собраниями. В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые церемонии, в которых больше чувствовалась  внутренняя сосредоточенность. Атмосферу этих чаепитий – передавали выражением  «один вкус, одно сердце».

На развитие  чайной церемонии сильно повлиял буддийский монах Мурата Дзюко,  выражавший дух народа и крестьян. Он разработал новый вид церемонии, свободный от излишней красивости и усложнённости. Роскошные пиры были заменены простыми чайными церемониями, в которых подчёркивалась естественность, красота, простота.

Чайные церемонии стали  предпочитать проводить  в небольших уединённых комнатах, похожих на комнату отшельников.  Чайная церемония в этот период стала приобретать  философское  содержание.  Считалось, что  «истина Будды может открыться даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой».

Язык жеста в буддийской религии играет большую роль, поэтому чайная церемония  – это не просто употребление чайного напитка, это способ приобщиться к философии искусства питья чая. Это способ отрешиться от тягот мира, забот, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворённости.  Мурата выделил 4 принципа чайной церемонии: гармония, чистота (мыслей, утвари),  покой,  тишина (понималась, как просветлённое одиночества).

Продолжать дело Мурата стал мастер Такэно. В 1529 г. он переехал в Киото и там изучал чайную церемонию. Ему принадлежит заслуга создания чайного домика, в котором сейчас проводится чайная церемония.  Первоначально чайный домик был площадью в 4, 5 татами (8 кв. метров) – в крестьянском стиле с соломенной шляпой. Для проведения церемонии, Такэно использовал японские керамические сосуды, изготовленные японскими мастерами.  Каждый раз он вывешивал один из каллиграфических свитков из своей коллекции, чтобы создать настрой чайной церемонии  для каждого конкретного случая.

Ученик Токэно – Сэн-но Рикю также постигал искусство чайной церемонии и дзэн-буддизма в Киото.  Он сформулировал принцип подбора всех предметов – «всё в чайной церемонии должно было составлять единый художественный ансамбль». Рикю уменьшил размеры чайного домика до 3х татами и ввёл правило  - минимум принадлежностей и украшений в чайном домике.

Вместо китайских ваз, чаш и коробочек, стали использоваться простые японские вещи из бамбука и керамики. Украшали церемонию свитки с японской живописью и поэзией, цветочные композиции. Но по философии Рюкю, вместо шикарных букетов, которые было принято ставить раньше,  достаточно было поставить один цветок. Цветочные композиции получили название «цветы к чаю».

В конечном итоге, идеалы Рюкю восторжествовали и передавались из поколение в поколение. Хотя жизнь Рюкю  закончилась трагически, отстаивая свои идеалы, ему пришлось себя убить, сделав харакири по приказу сёгуна.

В 17 веке различные стили постепенно унифицировались, и мастера стали развивать принципы учения  Рикю. В 17 веке основана самая крупная школа Сэнке, которой, из поколение в поколение, руководили представители рода Сэн.

В 18 веке появилось очень много школ, но разница между ними не незначительна. Отличие могут составлять такие мелочи, как расположение платочка. Например, в разных школах, платочек для чайной церемонии закрепляется либо  справой стороны, либо с левой.

Сейчас в Японии работают около 50  чайных школ. Самая крупнейшая из них,  Ура Сэнкэ, имеет более 40 филиалов в 20 странах мира, в том числе и в России, в Москве.

После того, как Япония открыла свои границы для западного мира, чайная церемония постепенно стала терять популярность, многим мастерам пришлось идти на уступки, упрощать  правила в соответствии с духом времени. Чайная церемония как атрибутика феодолизма на некоторое время потеряла свою популярность. Многие чайные мастера бедствовали и лишились заработка. Но в конце 70х годов 19 века взгляд на чайную церемонию  изменился, и вновь началась полоса расцвета. В 1886г. в крупных храмах снова стали проводится  чайные церемонии.

Надо отметить, что за  последние два столетия изменился состав руководителей чайной церемонии. Ранее – это всегда были мужчины, но к концу 19 века резко возросло число женщин, и сейчас чайные мастера, - это, в основном, женщины. Однако, неизменным остаётся стремление создать обстановку душевности, уйти от забот. Чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, литературе, живописи, о чайной утвари. Чайная церемония оказала влияние на поведение и быт японцев и дала начало другим искусствам, например, искусству икебана, керамики, кимоно, философии дзэн, поэтому, окунувшись в мир  изучения ритуала чайной  церемонии, вы вместе с этим познаете и другие грани японской культуры.

Более подробную информацию по обучению Японской чайной церемонии можно найти на сайте: http://www.jp-club.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Поддержите наш проект - кликните по рекламке:

Комментарии: