История корейской диаспоры в России

Корейская диаспора в РоссииИсторически так складывается, что в приграничных территориях двух стран живут представители народа соседней страны. Всегда получается так, что в соседнюю страну бегут из той страны, в  которой  жизнь хуже, чем в соседней. Одиночки были и  будут всегда, а массовые переселения происходят именно таким образом.

Мы знаем, что народ США – это общность мигрантов разных стран, по разным причинам покинувших свои страны.  Первыми поселенцами штатов были бежавшие по религиозным мотивам протестанты, подвергавшиеся гонениям  в своих странах от,  численно преобладавших в то время, католиков. Все последующие мигранты ехали в США  от нужды, нищеты и отчаяния за свободой и возможностью  получить землю.

На территории  российских земель в царское время представители корейского народа стали бежать от японского  ига, невыносимого гнета и непосильного труда, от своих помещиков и японских угнетателей.  Российская граница охранялась и в царское время, но под покровом ночи  ее можно  было  перейти. Да и граница идет по реке Туманган, которую можно переплыть даже вплавь.

После перестройки в 90-е годы южно-корейские кинематографисты сняли фильм под названием «Корейский». Он был очень популярен в Ю.Корее. В России многие корейцы, понимающие по-корейски, смотрели этот фильм. Фильм в художественной форме рассказывает историю корейцев в России на примере судьбы двух молодых людей, любивших друг друга.

Время японского правления в Корее. Юноша случайно в драке убивает соперника, сына богача, и, зная, что ему грозит гибель, бежит в Россию. Это происходит в самом начале 20-го века. Здесь он испытывает  вместе с народом нашей страны все, что выпало на его долю. Участвует в гражданской  войне, после ее окончания  вступает в партию, работает на руководящей должности.

Его любимая, из-за которой он совершил убийство, после того, как он бежал, пошла вслед за ним в Россию… Весь фильм из 26-ти серий рассказывает, как она идет за ним по его следам. Их встреча произошла, но находит она  его уже  в  могиле в Казахстане с русским именем – Юн Виктор.

Молодое поколение в нашей стране, даже корейцы, смутно представляют историю появления корейцев в России.  Как рассказывается в этом фильме, они переходили границу тайно, и, тем не менее,  перед революцией на территории Дальнего Востока проживало 100 тысяч корейцев, для того времени – это была значительная доля населения.

Характерной  особенностью корейцев было то, что они приходили на новые земли навсегда. Они бежали из своей страны с женщинами: женами и даже с детьми. Такие случаи были. Представители других восточных народов были временщиками. Китайцы приходили на время, брали то, что хотели и уходили.

Они приходили сюда за женьшенем, за кедровыми орехами, грибами, морской капустой и другими ценностями наших земель. Они никогда не селились постоянно. Значит, жизнь в Китае была лучше, чем в Корее. Поэтому, когда начался хаос революции, китайцев на территории России не осталось, если не считать единичных случаев.

Корейцы заселили все побережье Японского моря в Приморье и в южной части Хабаровского края.  Названия населенных пунктов были впоследствии замены на русские, но некоторые до сих пор называются так, как их называли корейцы. Сидими, Шамора, Вампауши – это  корейские названия бухт, хотя корейцы компактно  проживали по всему побережью Приморского края и  были поселения корейцев даже в Хабаровском крае.

Во Владивостоке еще в 60-е годы прошлого века район Первой Речки называли Корейской слободкой. Здесь проживали корейцы. В основном они занимались сельским хозяйством, с раннего утра в кварталах, где проживали богатые русские, раздавались крики продавцов зелени и овощей. Они на коромыслах приносили овощи и зелень  прямо к дверям домов, и кухарки бежали и брали то, что нужно было хозяевам к столу.

Корейцам на русской земле жилось хорошо:  живи честно своим трудом, и никто не будет трогать тебя. Власти не докучали, и они, как жуки, копались в земле и собирали хорошие урожаи и радовались жизни. Поэтому корейское население к революции составляло такое количество. Смена власти, царской на большевистскую, не особенно сказалась на жизни простого корейца, работающего на земле или в море.  Он как работал, так и продолжал работать.

Практически все для жизни корейцы производили сами, кроме мануфактуры, т.е. тканей для одежды и обуви, но и обувь частично они делали сами, для повседневной жизни они делали что-то подобное лаптям. Продукты были собственного производства. Все выращивалось на земле и вылавливалось из моря своими руками. Сами производили масло из сои и кунжута. Сами делали сладости  без сахара из пророщенного  ячменя, по вкусу   напоминающие  ириски.

Моя мама родилась в 1925 году на о.Путятин, потом дедушка с бабушкой и тремя детьми переехали в б. Вампауши, которая в последние десятилетия стала называться каким-то русским именем,  точно не помню. Это территория Шкотовского района, км в 20-ти от Б.Камня. Здесь был большой  корейский рыболовецкий колхоз, они ловили сельдь иваси, которая в то время водилась в изобилии.

Работали в колхозе и женщины, они снимали с сетей рыбу, солили ее в бочки, и затем рыба отправлялась в разные регионы нашей страны. Из-за того, что колхоз процветал, они жили хорошо. Дедушка, из поездок во Владивосток привозил  хорошие гостинцы в виде конфет, туфелек и др.

Мама рассказывала, что они и не знали, что где-то в России был голод. В 30-е годы от голода в Приморье бежали многие из России. Так как они обеспечивали своим трудом себя полностью, у них не было того ужаса, который был в центральной России.

Мой отец родился в п.Терней.  Это тоже было корейское поселение. Мой дед по отцу был учителем, для того времени это был высокообразованный человек. Моя бабушка умерла рано, оставив моего деда с тремя сыновьями. Мой отец был младшим. Его братья были намного старше него, и в тридцатые годы были  членами партии.  Дед тоже умер, а братьев Сталин в одну ночь забрал, и отец так никогда не узнал, что стало с ними. Он остался совсем один, и его отправили в детдом.

В своих компактных поселениях корейцы имели  школы на родном языке, а во Владивостоке было учебное заведение, которое выпускало учителей для этих школ. Поэтому корейцы в то время практически не знали русского языка. Мой отец, попавший в детский дом,  благодаря  своему сиротству хорошо говорил и писал по-русски.

Наступил 1937 год, обычный год для работающего человека. Начинается весна – надо сеять, работать на поле, тогда зимой будет пища на столе для человека и для скота. Наступает осень – пора собирать урожай, складывать в закрома, сдать государству, что полагается и быть готовым к зиме. Но в эту осень вышло совсем не так, как в прежние годы.

Может быть, крестьянин никогда особенно не задумывается о том, что происходит там, наверху:  в столице или в правительстве. У него и так много дел, где уж, размышлять о том, что делается там. Или, может быть, это корейцы жили оторвано от жизни страны, но для них то, что произошло осенью 1937 года – было абсолютной неожиданностью.

Может, это восприятия одиннадцатилетней девочки, моей мамы в то время? Может, взрослые знали и чувствовали, что происходит в стране, и со страхом ожидали чего-то ужасного? Теперь я лично этого никогда не узнаю, потому что на эти темы я с ними не говорила, а теперь уж, понятно, не поговорю.

Корейцев заставили сдать почти весь собранный  урожай. И дня через два всех проживающих на Дальнем Востоке корейцев, не только из Приморья, собрали в телячьи теплушки и отправили в Среднюю Азию и Казахстан. Все путешествие длилось примерно два месяца. Уже приближалась зима, было холодно,  особенно,  когда ехали по территории Сибири, там была настоящая зима. Все дети до пяти лет и старики по дороге умерли. Их хоронили по дороге и ехали дальше.

Когда я обращалась в государственный архив по данному вопросу, я хотела найти данные по моим дедушке и бабушке для выяснения вопроса, как и когда они выселялись.  Мне в архиве сказали, что таких данных нет. Есть только данные: Уссурийск – столько-то эшелонов,  Сучан – столько-то эшелонов. Есть разрозненные данные только по г.Владивостоку. Какие могут быть данные по отдельным людям? Разве в нашей стране  кто-либо об этом вообще думал? Это только сейчас заводится речь о неприкосновенности личности  и о свободе, да и  сейчас пока это только слова…

Так решилась судьба целого народа. Корейцев выселили из мест, которые они обжили, где они обработали земли, они  вносили большую долю в труд и жизнь края и Дальнего Востока. Потом эти опустевшие поселки и дома заняли поселенцы из центральных регионов России, которые бежали сюда от голода.

Корейцев по большей части выгрузили в голой степи. Никто никакого жилья им, естественно, не предоставил, его попросту не было. Семья моей мамы доехала до самой дальней точки переселения, в Кара-Калпакскую АССР Узбекской ССР. Приехав зимой, они вынуждены были копать землянки, и им пришлось  жить  в них несколько лет.

В начале войны моей  маме не было и шестнадцати лет,  но она наравне со взрослыми работала на поле. Каждой семье давали надел, и она должна была собрать урожай и сдать его государству. Бабушка болела, старшая мамина сестра вышла замуж и жила отдельно,  и  мама, еще девочка, всю войну работала за бабушкину  семью. Дедушки не было, потому что все взрослые мужчины  были отправлены на трудовой фронт, на Урал, на заводы, где производили оружие и танки для фронта.

Отец переселялся вместе с детским домом, после шестнадцати лет их отправляли в жизнь: живи и работай,  где хочешь. Отец хорошо говорил по-русски, быстро  постигал знания, первое время после детского дома был рабочим, потом стал счетоводом – была такая специальность, потом был даже бухгалтером.

Даже в войну жизнь продолжается, и мама и отец встретились в конце войны и поженились. По территории Узбекской ССР они могли передвигаться, и они переехали в Ташкентскую область, где родилась я и мои сестры и брат. В 1953 году умер Сталин, с его смертью стали происходить изменения в жизни людей, возможность переезда по стране, до этого об этом можно было только мечтать.

Переезжали люди только по чужой воле. Поэтому переезд у людей ассоциировался с горем и несчастьем. Я родилась в 1947 году,  мы жили в это время в г.Алмалык – это был центр цветной металлургии Узбекской ССР.  Поэтому здесь проживало в основном русскоязычное население – люди, которые работали на металлургическом комбинате.

Я проучилась в школе до пятого класса, естественно, я хорошо помню многое из той школы. В нашем классе  тоже были представители переселенных народов: поляки, немцы, корейцы. Конечно, были русские и украинцы, и был один узбек. Просто  уже тогда это  был  промышленный город.

В 1956 году на съезде компартии был изобличен культ личности Сталина, и после этого съезда представители переселенных народов получили право свободного передвижения и возможность  вернуться на родину. Конечно,  никто не заводил речи о том, что государство должно предоставить средства для этого. Люди были рады тому, что они могут увидеть места, где они родились. Многие мечтали об этом, но не у всех эта мечта осуществилась.

Летом 1959 года мы уехали из Узбекистана в Приморский край  сначала в г.Артем, а затем в бухту Подъпольского, рядом с б.Вампауши, откуда маму выслали в возрасте 11 лет. Нас у родителей было четверо, работал один отец, жилось трудно, и родители решили поехать в сельскую местность, где есть земля, что она поможет прокормить нас. Рядом было море, что тоже было большим подспорьем.  Так и случилось…

Автор статьи - Кан Светлана

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии:

2 комментария:

  • вася:

    полезный и интересный рассказ.

  • Nika:

    Рады стараться :))