Горные племена Таиланда

Горные племена Таиланда Начиная с 1980х годов город Пай стал привлекать туристов и путешественников со всего мира благодаря своему уникальному сочетанию мягкого климата, естественной красоты и добродушию туземцев. Первое, что привлекло туристов в Пай – это шанс совершить путешествие к некоторым отдалённым этническим деревням, затерянным в горах. Путешествие из города Пай обещает удивительный опыт наблюдения традиционного образа жизни, поскольку до многих поселений, затерянных в густых джунглях, до сих пор не проложены дороги.

Северный Таиланд сегодня родина многочисленных горных племён, которые пришли сюда лишь 100 лет назад из Южного Китая через Тибет, Бирму и Лаос (за исключением племени Карен, которые к 18 веку уже успели основать поселения в Таиланде).

Такие перемещения племён происходили, главным образом, вследствие их кочевого образа жизни. Вряд ли сохранились какие-либо письменные свидетельства, указывающие на их точное  происхождение, и объясняющие, каким образом племена  оказались здесь,  поскольку ни один из языков этих народностей не имеет  письменной формы. Формы разговорного языка различаются не только у разных племён, но и в рамках одного племени у разных кланов.

Горные племена Таиланда различаются между собой не только языком. У них разные духовные мировоззрения, они практикуют разные религиозные обряды и имеют разную социальную иерархию и семейные устои.

Самые яркие и наглядные знаки их отличия – это традиционная одежда и архитектура.  Самые многочисленные (в демографическом отношении) племена в Северном Таиланде – это племя Карен, Лису,  Лаху, Хмонг, Акха, и Яо. Из них только племя Карен, Лизу и Лаху проживают в городе Пай.  Для всех племён, проживающих в Таиланде, деревня – самый высший уровень организационной структуры.

Народность Карен

Горные племена ТаиландаЭта народность, состоящая из 4х главных под-кланов, основала поселение в Таиланде ещё в 18 веке. Сейчас их насчитывают около 280000 и считают главной малой народностью Таиланда. Они ведут менее кочевой образ жизни, чем другие племена, и выделяются более высоким уровнем социальной и культурной жизни. Женщины этой народности славятся своими ткаческими  работами, а мужчины занимаются ремёслами. Также они умелые агрономы и дрессировщики слонов. Жители этого племени живут в домах из бамбука на сваях, под которыми содержат животных. Карен предпочитают селиться в низменных частях гор, примерно на высоте 500 метров над уровнем моря. Они носят колоритную одежду, расшитую вручную (одежда незамужних девушек отличается  от одежды замужних), а также гостеприимны и всегда рады туристам.  Несмотря на то, что большинство жителей, особенно молодого поколения, перешли на джинсы и футболки западного стиля,  всё же можно видеть их и в национальной одежде, прогуливающихся до рынка или по деревне.

Как добраться: В деревню можно легко попасть по единственной дороге  «Ban Mae Ping», расположенной в 10 км. от г. Пай справа. Чтобы попасть в более  отдалённые деревни Карен, нужно совершить путешествие с гидом.

Карен с длинной шеей

Горные племена ТаиландаЭта народность привлекает больше всего туристов благодаря тому, что избранные женщины племени с пяти лет носят на шее медные кольца. Эта традиция дошла до наших дней во многом благодаря спросу туристов. Кольца значительно удлиняют шею, но фактически они просто смещают ключицу вниз.

В Таиланде нет исконных жителей Карен с длинной шеей. Но  эти племена  проживают приграничных районах Таиланда, куда они  переехали из Бирмы, чтобы здесь привлечь туристов. Карен имеют статус беженцев, то есть, у них нет документов, и передвигаться по стране соответственно не могут. Люди в этих деревнях приостановили сельскохозяйственную деятельность и другие способы существования, и живут только за счёт продажи безделушек и фотографий туристам, а также собирают с них плату за вход в деревню. Тем не менее, их деревни привлекают сотни туристов ежедневно в сезон, следовательно, там есть на что посмотреть.

Народность Лаху

Горные племена ТаиландаЧисленность населения народности  Лаху в горах Северного Таиланда насчитывает 60 000 человек, и состоит из 5 кланов. Они появились в Таиланде в конце 19 века, основав свои дома на высоких сваях, бамбуковыми стенами, деревянными полами и крышами из соломы, выделив место под полом для животных: кур, свиней, буйволов.

Женщины тут же ткут одежду, и наравне с мужчинами плетут самые лучшие корзины, производят арбалеты, музыкальные инструменты и другие предметы из дерева, бамбука и ротанга, а также славятся умением охотиться и ставить на зверей ловушки. В сухой сезон мужчины обычно уходят в леса охотиться на несколько дней.

Выращивают они главным образом фрукты, но ещё недавно здесь выращивался опиум и мак с целью улучшения своего экономического положения. В течение последних двух столетий, благодаря ограничениям властей и освоению новых культур, разведение опиума заметно сократилось.

Лаху верят в высшую силу и духов. Решающая власть в деревне принадлежит обычно старосте, или старшим жителям деревни. Социальные решения стремятся принимать общим решением голосов, при помощи компромисса. Для жителей Лаху перемещение между деревнями – явление обычное, так как в своём племени они считают друг друга братьями и сёстрами.

Как добраться: Две деревни Лаху легко доступны по дороге из г.Пай: «Ban Jabo», перед водопадом Mo Pang и  Ban Payang. (поворот направо перед большим зданием школы на дороге к водопадам Mo Pang, отсюда ещё 4 км.)

Народность Лису

Горные племена ТаиландаДва под-клана племени Лису расселились по всему Северному Таиланду, где  они появились только к началу 20 века. Сегодня их насчитывают около 25 тысяч.  В культурном отношении они близки к китайцам. Они отмечают Новый год по китайскому календарю,  и празднуется он большой период времени. В это время проходит самый большой фестиваль Лису. Туристы часто посещают их деревни именно в этот период, наблюдая, как женщины племени танцуют вокруг деревни в огромных праздничных костюмах,  принимая причудливые позы и образы. Лизу селятся на высоте 1000 метров, где строят свои дома на земле. Живут за счёт домашнего скота и сельского хозяйства.

Ещё некоторое время назад Лису зависели от опиума, но сейчас переключились на выращивание других культур, таких как кукурузы и овощей, а также развили ремесленные навыки. У жителей Лису, как и у других племён, существуют свои легенды. Они верят, что являются единственным племенем, способным выжить после всемирного  потопа.

Семья очень почитается в обществе этого племени. Старший член семьи, мужчина, принимает все главные решения. Мужчин племени Лису часто признают самыми привлекательными среди тайцев. У них, как и в других племенах, часто встречаются браки с представителями других народностей.

Женщины этого племени выделяются от других яркими и красочными одеждами, которые большинство носят как в своей деревне, так и за её пределами, что делает их легко узнаваемыми, в отличие от других племён, которые перешли на западный тип одежды.

Как добраться: Деревня Лису находится в 5 км. от центра г.Пай, по дороге мимо городской больницы.

Кроме перечисленных народностей на севере Таиланда живут племена Хмонг, Акха, Млабри, Луа, Яо (которые пришли из Китая через Лаос).

Горные племена ТаиландаС древних веков у большинства горных племён сложилось анимистическое мировоззрение: всё в  физическом мире имеет свою духовную составляющую в мире духов. В большинстве случаев, дух – не плохой и не хороший по своей природе, но может превратиться в того или иного, в зависимости от поступков человека. Интересно, что некоторые из племён также верят в своё духовное превосходство над другими.

Многие племена по традиции выбирают шамана. Он должен защищать деревню и её жителей от разных бед, лечить болезни и обеспечить богатый урожай и расположение духов  в решении вопросов  племени.

В некоторых случаях, особенно в обществе Карен, шаман является вождём и главной фигурой своего общества.

Но и в этом районе Таиланда миссионеры ведут активную деятельность по внедрению христианства. На первый взгляд может показаться, что многие племена действительно удалось обратить в христианство. Однако, при более внимательном изучении понимаешь, что большинство этих деревень смешали христианское учение с традиционными верованиями.

Правительство Таиланда относится к племенам с терпением, позволив им развивать свою культуру, религию, образ жизни и следовать собственным традициям, и лишь требует принятия политической и юридической власти над племенами.

Деревенские жители с древних времён занимаются  охотой и фермерством. После использования   природных ресурсов земли, они привыкли оставлять места, в поисках следующих. Обычно кочевники выжигали целые участки деревьев, чтобы подготовить новые земли для своих домов и полей.  Сегодня такой кочевой образ жизни больше невозможно продолжать в современном Таиланде из-за истощения земли и природных ресурсов, а так же благодаря тому, что леса и дикая природа охраняется законом.  Охота кочевников привела к резкому сокращению многих видов животных, обитающих в северном Таиланде, а некоторые виды обезьян стали под угрозой исчезновения. Некоторые из племён также занимались разведением опиума.

Горные племена ТаиландаЧтобы помочь сократить разницу уровня экономического развития между племенами и остальным обществом Таиланда, и помочь им избавиться от зависимости от опиума, король Таиланда в конце 1950х годов создал «Отдел по защите горных племён». Проект оказался довольно эффективен, и выращивание опиума резко сократилось. Представители отдела учат жителей выращивать другие культуры, такие как капуста и фрукты, а так же рассказывают о более экологичных методах сельского хозяйства, чем их традиционные, что даёт возможность племенам оставаться на одном месте, используя современные методы сельскохозяйственных технологий, включая смену культур. Королевский проект также повысил уровень образования в деревнях,  основав там начальные школы. Также была улучшена местная инфраструктура, проложены дороги и электричество. Со времени начала проекта разница в доходе и уровне образования между горными племенами и остальными жителями Таиланда не исчезла, но стала заметно меньше.

Сегодняшнее поколение молодых жителей горных деревень обычно может говорить, читать и писать на Тайском и может получить школьное образование.

Также благодаря тайскому правительству, которое организовало службы официальной регистрации новорождённых и школьников, постепенно исчезает проблема отсутствия гражданства. Старшее поколение племенных народностей всё ещё не говорит на тайском  и испытывает проблемы с получением тайского гражданства из-за отсутствия документов, подтверждающих рождение в Таиланде.

Отсутствие гражданства означает запрет на выезд не только из страны, но даже не даёт права передвигаться по Таиланду, получать образование и устраиваться на работу.

В настоящее время племена постепенно входят в Тайское общество. Ключ к объединению и участию в обществе - это образование и развитие инфраструктуры. Существуют большие отличия между племенными деревнями. Конечно, удалённость многих деревень – это то, что сохраняет их местную культуру, традиции, и  что привлекает туристов.

Поэтому вопрос о полной социализации является спорным, так как часть традиций и культурных различий может утратиться.

А пока  дорога во многие деревни всё ещё неизвестна и затеряна в горных лесах, и попасть туда можно только по тропинкам, которые исчезают в сезон дождей.

Если вы всё же  соберётесь посетить эти горные племена, то необходимо проявлять вежливость и уважение к людям, так как это такие же люди, как и мы, только на другом уровне развития, которые напоминают нам о вещах, которые мы давно забыли. Посетив эти места, возможно, вам захочется вспомнить свои собственные культурные корни. И не случайно, наверно, такие места обладают особенной привлекательностью для туристов. Но в любом случае не следует забывать, что всё меняется в этом мире. И кто знает, какими мы увидим племена Таиланда ещё через 10 лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии: