Горные племена Таиланда

Начиная с 1980х годов город Пай стал привлекать туристов и путешественников со всего мира благодаря своему уникальному сочетанию мягкого климата, естественной красоты и добродушию туземцев. Первое, что привлекло туристов в Пай – это шанс совершить путешествие к некоторым отдалённым этническим деревням, затерянным в горах. Путешествие из города Пай обещает удивительный опыт наблюдения традиционного образа жизни, поскольку до многих поселений, затерянных в густых джунглях, до сих пор не проложены дороги.

Северный Таиланд сегодня родина многочисленных горных племён, которые пришли сюда лишь 100 лет назад из Южного Китая через Тибет, Бирму и Лаос (за исключением племени Карен, которые к 18 веку уже успели основать поселения в Таиланде).

Такие перемещения племён происходили, главным образом, вследствие их кочевого образа жизни. Вряд ли сохранились какие-либо письменные свидетельства, указывающие на их точное  происхождение, и объясняющие, каким образом племена  оказались здесь,  поскольку ни один из языков этих народностей не имеет  письменной формы. Формы разговорного языка различаются не только у разных племён, но и в рамках одного племени у разных кланов.

Горные племена Таиланда различаются между собой не только языком. У них разные духовные мировоззрения, они практикуют разные религиозные обряды и имеют разную социальную иерархию и семейные устои.

Самые яркие и наглядные знаки их отличия – это традиционная одежда и архитектура.  Самые многочисленные (в демографическом отношении) племена в Северном Таиланде – это племя Карен, Лису,  Лаху, Хмонг, Акха, и Яо. Из них только племя Карен, Лизу и Лаху проживают в городе Пай.  Для всех племён, проживающих в Таиланде, деревня – самый высший уровень организационной структуры.

Народность Карен

Эта народность, состоящая из 4х главных под-кланов, основала поселение в Таиланде ещё в 18 веке. Сейчас их насчитывают около 280000 и считают главной малой народностью Таиланда. Они ведут менее кочевой образ жизни, чем другие племена, и выделяются более высоким уровнем социальной и культурной жизни. Женщины этой народности славятся своими ткаческими  работами, а мужчины занимаются ремёслами. Также они умелые агрономы и дрессировщики слонов. Жители этого племени живут в домах из бамбука на сваях, под которыми содержат животных. Карен предпочитают селиться в низменных частях гор, примерно на высоте 500 метров над уровнем моря. Они носят колоритную одежду, расшитую вручную (одежда незамужних девушек отличается  от одежды замужних), а также гостеприимны и всегда рады туристам.  Несмотря на то, что большинство жителей, особенно молодого поколения, перешли на джинсы и футболки западного стиля,  всё же можно видеть их и в национальной одежде, прогуливающихся до рынка или по деревне.

Как добраться: В деревню можно легко попасть по единственной дороге  «Ban Mae Ping», расположенной в 10 км. от г. Пай справа. Чтобы попасть в более  отдалённые деревни Карен, нужно совершить путешествие с гидом.

Карен с длинной шеей

Эта народность привлекает больше всего туристов благодаря тому, что избранные женщины племени с пяти лет носят на шее медные кольца. Эта традиция дошла до наших дней во многом благодаря спросу туристов. Кольца значительно удлиняют шею, но фактически они просто смещают ключицу вниз.

В Таиланде нет исконных жителей Карен с длинной шеей. Но  эти племена  проживают приграничных районах Таиланда, куда они  переехали из Бирмы, чтобы здесь привлечь туристов. Карен имеют статус беженцев, то есть, у них нет документов, и передвигаться по стране соответственно не могут. Люди в этих деревнях приостановили сельскохозяйственную деятельность и другие способы существования, и живут только за счёт продажи безделушек и фотографий туристам, а также собирают с них плату за вход в деревню. Тем не менее, их деревни привлекают сотни туристов ежедневно в сезон, следовательно, там есть на что посмотреть.

Народность Лаху

Численность населения народности  Лаху в горах Северного Таиланда насчитывает 60 000 человек, и состоит из 5 кланов. Они появились в Таиланде в конце 19 века, основав свои дома на высоких сваях, бамбуковыми стенами, деревянными полами и крышами из соломы, выделив место под полом для животных: кур, свиней, буйволов.

Женщины тут же ткут одежду, и наравне с мужчинами плетут самые лучшие корзины, производят арбалеты, музыкальные инструменты и другие предметы из дерева, бамбука и ротанга, а также славятся умением охотиться и ставить на зверей ловушки. В сухой сезон мужчины обычно уходят в леса охотиться на несколько дней.

Выращивают они главным образом фрукты, но ещё недавно здесь выращивался опиум и мак с целью улучшения своего экономического положения. В течение последних двух столетий, благодаря ограничениям властей и освоению новых культур, разведение опиума заметно сократилось.

Лаху верят в высшую силу и духов. Решающая власть в деревне принадлежит обычно старосте, или старшим жителям деревни. Социальные решения стремятся принимать общим решением голосов, при помощи компромисса. Для жителей Лаху перемещение между деревнями – явление обычное, так как в своём племени они считают друг друга братьями и сёстрами.

Как добраться: Две деревни Лаху легко доступны по дороге из г.Пай: «Ban Jabo», перед водопадом Mo Pang и  Ban Payang. (поворот направо перед большим зданием школы на дороге к водопадам Mo Pang, отсюда ещё 4 км.)

Народность Лису

Два под-клана племени Лису расселились по всему Северному Таиланду, где  они появились только к началу 20 века. Сегодня их насчитывают около 25 тысяч.  В культурном отношении они близки к китайцам. Они отмечают Новый год по китайскому календарю,  и празднуется он большой период времени. В это время проходит самый большой фестиваль Лису. Туристы часто посещают их деревни именно в этот период, наблюдая, как женщины племени танцуют вокруг деревни в огромных праздничных костюмах,  принимая причудливые позы и образы. Лизу селятся на высоте 1000 метров, где строят свои дома на земле. Живут за счёт домашнего скота и сельского хозяйства.

Ещё некоторое время назад Лису зависели от опиума, но сейчас переключились на выращивание других культур, таких как кукурузы и овощей, а также развили ремесленные навыки. У жителей Лису, как и у других племён, существуют свои легенды. Они верят, что являются единственным племенем, способным выжить после всемирного  потопа.

Семья очень почитается в обществе этого племени. Старший член семьи, мужчина, принимает все главные решения. Мужчин племени Лису часто признают самыми привлекательными среди тайцев. У них, как и в других племенах, часто встречаются браки с представителями других народностей.

Женщины этого племени выделяются от других яркими и красочными одеждами, которые большинство носят как в своей деревне, так и за её пределами, что делает их легко узнаваемыми, в отличие от других племён, которые перешли на западный тип одежды.

Как добраться: Деревня Лису находится в 5 км. от центра г.Пай, по дороге мимо городской больницы.

Кроме перечисленных народностей на севере Таиланда живут племена Хмонг, Акха, Млабри, Луа, Яо (которые пришли из Китая через Лаос).

С древних веков у большинства горных племён сложилось анимистическое мировоззрение: всё в  физическом мире имеет свою духовную составляющую в мире духов. В большинстве случаев, дух – не плохой и не хороший по своей природе, но может превратиться в того или иного, в зависимости от поступков человека. Интересно, что некоторые из племён также верят в своё духовное превосходство над другими.

Многие племена по традиции выбирают шамана. Он должен защищать деревню и её жителей от разных бед, лечить болезни и обеспечить богатый урожай и расположение духов  в решении вопросов  племени.

В некоторых случаях, особенно в обществе Карен, шаман является вождём и главной фигурой своего общества.

Но и в этом районе Таиланда миссионеры ведут активную деятельность по внедрению христианства. На первый взгляд может показаться, что многие племена действительно удалось обратить в христианство. Однако, при более внимательном изучении понимаешь, что большинство этих деревень смешали христианское учение с традиционными верованиями.

Правительство Таиланда относится к племенам с терпением, позволив им развивать свою культуру, религию, образ жизни и следовать собственным традициям, и лишь требует принятия политической и юридической власти над племенами.

Деревенские жители с древних времён занимаются  охотой и фермерством. После использования   природных ресурсов земли, они привыкли оставлять места, в поисках следующих. Обычно кочевники выжигали целые участки деревьев, чтобы подготовить новые земли для своих домов и полей.  Сегодня такой кочевой образ жизни больше невозможно продолжать в современном Таиланде из-за истощения земли и природных ресурсов, а так же благодаря тому, что леса и дикая природа охраняется законом.  Охота кочевников привела к резкому сокращению многих видов животных, обитающих в северном Таиланде, а некоторые виды обезьян стали под угрозой исчезновения. Некоторые из племён также занимались разведением опиума.

Чтобы помочь сократить разницу уровня экономического развития между племенами и остальным обществом Таиланда, и помочь им избавиться от зависимости от опиума, король Таиланда в конце 1950х годов создал «Отдел по защите горных племён». Проект оказался довольно эффективен, и выращивание опиума резко сократилось. Представители отдела учат жителей выращивать другие культуры, такие как капуста и фрукты, а так же рассказывают о более экологичных методах сельского хозяйства, чем их традиционные, что даёт возможность племенам оставаться на одном месте, используя современные методы сельскохозяйственных технологий, включая смену культур. Королевский проект также повысил уровень образования в деревнях,  основав там начальные школы. Также была улучшена местная инфраструктура, проложены дороги и электричество. Со времени начала проекта разница в доходе и уровне образования между горными племенами и остальными жителями Таиланда не исчезла, но стала заметно меньше.

Сегодняшнее поколение молодых жителей горных деревень обычно может говорить, читать и писать на Тайском и может получить школьное образование.

Также благодаря тайскому правительству, которое организовало службы официальной регистрации новорождённых и школьников, постепенно исчезает проблема отсутствия гражданства. Старшее поколение племенных народностей всё ещё не говорит на тайском  и испытывает проблемы с получением тайского гражданства из-за отсутствия документов, подтверждающих рождение в Таиланде.

Отсутствие гражданства означает запрет на выезд не только из страны, но даже не даёт права передвигаться по Таиланду, получать образование и устраиваться на работу.

В настоящее время племена постепенно входят в Тайское общество. Ключ к объединению и участию в обществе - это образование и развитие инфраструктуры. Существуют большие отличия между племенными деревнями. Конечно, удалённость многих деревень – это то, что сохраняет их местную культуру, традиции, и  что привлекает туристов.

Поэтому вопрос о полной социализации является спорным, так как часть традиций и культурных различий может утратиться.

А пока  дорога во многие деревни всё ещё неизвестна и затеряна в горных лесах, и попасть туда можно только по тропинкам, которые исчезают в сезон дождей.

Если вы всё же  соберётесь посетить эти горные племена, то необходимо проявлять вежливость и уважение к людям, так как это такие же люди, как и мы, только на другом уровне развития, которые напоминают нам о вещах, которые мы давно забыли. Посетив эти места, возможно, вам захочется вспомнить свои собственные культурные корни. И не случайно, наверно, такие места обладают особенной привлекательностью для туристов. Но в любом случае не следует забывать, что всё меняется в этом мире. И кто знает, какими мы увидим племена Таиланда ещё через 10 лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии: