ГЛОТОК МУДРОСТИ

чайная церемонияВ старом Китае чай использовали как целебный напиток, снимающий усталость, укрепляющий дух, волю, зрение. Спитой чай клали в подушки, из чайных семян выжимали масло (укрепляющее средство для волос). В Поднебесной использовали чайные плитки (пропаренный и протолченный лист), кипятили его с рисом, имбирем, солью, апельсиновыми корками, специями и молоком. Максимальный культ чая был достигнут в Японии. Японская пословица: «Главное в чае – это вода» - пришла из Китая. Лучше всего подходит для этого напитка вода горного ключа, далее идет вода реки и колодца.

Японская традиция чаепития развила идейный подтекст действа, вобрав в себя взгляды философии Дзэн. Японцы считают: вкус чая и есть вкус дзэн. И то и другое очищает душу и тело. Постигнув смысл пустоты, ощутишь благость покоя Чайной Церемонии.

Японская Чайная церемония следует четырем принципам:
ГАРМОНИЯ (ва)- общая атмосфера, общение с природой;
ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ (кэй)-чистосердечие, добрые отношения между людьми;
ЧИСТОТА (сэй) – чистота души;
ТИШИНА И ПОКОЙ (сэки) – уравновешенность и безмятежность, просветленное одиночество.

В интерьере чайного домика Средневековой Японии присутствовала ниша токонома. В ней ставили икебану + курильницу с благовониями + свиток ( с каллиграфией или живописью) – предмет обсуждения во время церемонии. Ниша, слегка приподнятая над полом, располагалась сразу напротив входа. Иногда рядом с токонома стояла полка тана (для фарфорового блюда или лаковой коробки). Освещение приглушали.

Общая схема чайной церемонии:
Хозяин насыпает в кружку зеленый чай и заливает кипятком, потом бамбуковым венчиком взбивает до зеленой матовой пены. Готовый чай с поклоном передается главному гостю. Тот должен маленькими глотками отпить и передать другому гостю. Пройдя так по кругу, чашка доходит до хозяина и передается далее, после того как он долил туда кипятка. Это делается для того , чтобы каждый смог рассмотреть саму посудину, материал, искусство гончара. Теперь гости вступают в беседу. При этом поддерживается Табу на темы повседневных дел и проблем. Обсуждается лишь красота, гармония обстановки, предметов, изящество и величавость чашки. Все движения мягкие, плавные , размеренные, неторопливые. Пока хозяин не добавит кипяток в кружку, царит тишина. Порция гостя составляет 3,5 глотка.

Кипятком зеленый чай никогда не запаривается. Используется вода при температуре 70-90 градусов. Черный или красный чай требует запарки (кипяток).
Настаивается чай 3-5 мин, после чего в течении 10 минут наступает пик полезности. В холодном чае полезные экстракты выпадают в осадок. Чем нежнее молодые побеги чая, тем выше его качество. После чаепития некоторые жуют, некоторые едят листья. Зеленый чай более полезен, так как сохраняет больше веществ. Японцы, как и китайцы, пьют чай до еды.

В листьях зеленого чая содержится: эфирные масла, витамины, микроэлементы, дубильные вещества, минеральные соли. Повышает упругость стенок кровеносных сосудов.

Параметры чайной комнаты: размер двух татами ( соломенный мат около 1,5 кв.м). Стремится комната к подчеркнутой ассиметрии, полному отсутствию повторений. В обстановке – непритязательная красота, располагающая к самоуглублению, впрочем , не впадая в вульгарность. Низкий вход (60Х60 см). При входе необходимо склониться, оружие оставить за порогом. В чайной церемонии происходит беспрепятственное общение, предметы не отвлекают, а направляют ум дальше. Высшее проявление этикета – его отсутствие, когда всё происходит само по себе. «Моральная геометрия» учит самообладанию: не терять присутствие духа ни при каких обстоятельствах. Правило Чайной церемонии: настрой своё сердце в лад с другими сердцами.

Путь чая –тядо- способствует регулированию собственного поведения человеком в своей жизни в любой ситуации с легкостью, учит изяществу, достоинству.
Вырабатывается красивая осанка, неторопливые , легкие манеры..

Характер чайной церемонии зависит от времени года и повода для встречи. Одеваются приглашенные в кимоно с 3-5 фамильными гербами. В руках держат вееры, носят тапочки (гэта) и белые носки (таби).

Гостей, как правило, пять человек помимо хозяина. Они следуют за хозяином по дорожке родзи (земля росы) сквозь полумрак сада. Чайный дом – сукия. У небольшого водоема с прозрачной водой моют руки и рот. Чайный дом разделен на три части: чайная комната (тя-сицу), комната ожидания (ёрицуки) и подсобка (мирдзу-я). Войдя в дом, гости разуваются, осматриваются, привыкают к обстановке и пытаются через токоному угадать внутренний подтекст церемонии, предлагаемый хозяином.

осле освоения появляется хозяин, молча приветствует поклоном. Садится напротив гостей, у жаровни с котелком, где уже расставлены все предметы (чашка, деревянная ложка, венчик, коробочка с чаем, ковшик для кипятка и льняное полотенце). Гости, перед тем, как сесть и поприветствовать хозяина, становятся на колени и кланяются вежливо токономе, выражая восхищение висящим свитком (посредством веера). Присев, гости приступают к сладостям, затем хозяин приглашает их в сад. О начале церемонии возвещает гонг – пять и семь ударов – гости возвращаются в чайную комнату.

еперь в ней светлее (бамбуковая штора отодвинута), вместо свитка – цветок. Хозяин вытирает ложку и чашку специальной тканью и моет мешалочку, далее, три ложки порошкообразного чая в чашку, залив горячей водой и взбив мешалочкой, пока он слегка не загустеет. Крепкий зеленый чай (кон-тя) – приготовляется из молодых листьев кустов в возрасте от 20 до 70 лет и более. Главный гость кланяется, ставит чашку на левую руку, правой придерживает. Сделав небольшой глоток, оценивает вкус чая, делает ещё несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает следующему гостю и так дальше.

Слабый чай (усу-тя) готовится из кустов 3 – 20 лет. Из такого чая взбивается пенообразная масса, а чаша – меньше размером, чай приготовляется индивидуально для каждого гостя. Усу-тя в современной Японии более популярен. Для японцев, чайная чашка не только встреча с близким, это встреча с вечностью: «Выпиваю вселенную». Беседа ведется от сердца к сердцу. Поэтому заботиться о правилах и манерах не нужно. Знаменитый в истории Японии мастер чая Сэн-но-Рикю (1522-1591) писал: «Секрет пути чая: Их семь. Приготовьте такой чай, чтобы гости получили удовольствие. Положите уголь таким образом, чтобы он ожил. Летом –прохлада. Зимой – тепло. Приходите чуть раньше назначенного времени. Приготовьте зонт: даже если нет дождя. Расположитесь сердцем к каждому из гостей».

Главное не забыть, вложить всю душу в приготовление чая.
МУДРОСТЬ ПРОСТОТЫ не требует доказательств. Чем беднее дух, тем больше внимания декору. Стиль простоты, скромности – ваби – воплотился в чайной церемонии. Чайный ритуал породил икебану, керамику в духе ваби, сады камней, оказал влияние на интерьер японского дома.
Смысл пути чая – в обновлении повседневной жизни.Дух искренности заключается в полной отдаче тому, то делаешь. Дорогостоящие ценные вещи лишь отвлекают внимание на себя, мешают сосредоточиться. Сумиэ – пустота, заполняемая сдержанными ударами кисти или сердцем того, кто забыл о себе. Дзен учит видеть, извлекать радость из прикосновения к простым вещам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии: