Чем нас кормят на самолёте?

Недавно летела из Москвы во Владивосток Аэрофлотом. Меня всегда поражает, насколько Москва отличается в подборе названий блюд и их описания. Обычная рыба белая с подливкой у Аэрофлота становится «тилапией в какосовом соусе», омлет - «фриттата с помидорами, грибами и овощами». Возникает ощущение, что летишь не где-то в эконом-класе, а в бизнес ресторане.

Хотя, если разобраться, как готовится самолётная еда, то соблазнительными остаются лишь названия. Начнём с того, что в самолёте есть вообще не рекомендуется. В условиях низкого давления на высоте от любой еды может произойти вздутие живота, и ухудшиться самочувствие. Задуматься только, что с момента приготовления блюда и трапезой на борту проходит около 12 часов! За это время еда успевает остыть, заморозиться в цехе, разморозиться на самолёте и снова разогреться в бортовой печи.

Меню аэрофлота на второй рацион "завтрак":

А вот собственно и омлет со всем к нему прилагающимся:

 Процесс приготовления бортового питания

Еда на рейсы готовится в цехе бортпитания, который есть в каждом аэропорту. Если самолёт летит из Москвы в Кемерово, скажем, и обратно, то обратное питание будет изготовлено бортовым цехом города Кемерово. Так как максимальный срок реализации любого питания на борту без холодильника в среднем — 4 часа. За этот промежуток нужно всё и съесть. На дальние рейсы питание комплектуют вместе со специальными хладоэлементами, чтобы продлить срок годности продуктов.

Меню составляется работниками компании на земле с учетом продолжительности и направления рейса, времени вылета и прибытия.

Основное отличие бортового цеха от обычного предприятия общепита состоит в том, что в ресторане готовят и подают, а на фабрике бортового питания – подача отсрочена. Для ее обеспечения блюда после горячего цеха подвергают шоковому охлаждению в специальной камере, где температура продуктов сбрасывается с +65 до +4°С.

Так происходит процесс в цехе бортового питания компании «ЮТэйр»:

 Основу пассажирского питания составляют холодные закуски и мучные изделия. В холодном цехе готовятся салаты и холодные закуски, сервируются десерты. Кондитерский цех выпускает пирожные. Он оснащен ротационной печью, расстоечным шкафом, пароконвекторными духовыми шкафами.

В конечном счете вся продукция попадает на участок комплектации рейсов, который оснащен конвейером для сборки рационов питания. Здесь люди контролируют питание и фасуют его в пластиковые, бумажные или пластмассовые ланч-боксы. После чего готовые блюда поступают в холодильную камеру.

Горячие блюда фасуются в специальные подложки (касалетки) из алюминиевой фольги. В полёте эти касалетки разогреваются до температуры 80 градусов. По технологии, при раздаче горячего питания, температура горячего питания должна быть не ниже 65 градусов.
Горячее питание, кстати, выдаётся на рейсах длительностью от 4х часов. Обычно на выбор предлагаются мясо, рыба или курица (на борт всё заргужается в равных пропорциях).

Кипятка на самолёте тоже нет в связи с низким давлением в салоне, бортпроводники могут предложить горячий чай, нагретый максимум до 80 градусов, который постепенно остывает в чайнике во время обслуживания.

Прохладительные напитки комплектуются на рейс в среднем с учётом 200 грамм на человека при коротком перелёте, летом обычно норма увеличивается. Плюс дополнительно идут газированные напитки - лимонад, и прочие.

Подготовка рейса начинается за 10-12 часов до вылета. А за 40 минут до окончания регистрации происходит последняя корректировка, за час или за полтора часа до вылета – питание должно быть доставлено на борт с учётом данных регистрации. На борт самолёта питание доставляется на автолифте, который везет готовое питание на рейс. Число загруженных порций должно соответствовать количеству пассажиров.

На борт самолёта питание доставляется в таких контейнерах и телегах, укомплектованных ещё в бортовом цехе.

Экипажное питание так же загружается на рейс, и оно обычно более разнообразное, чем пассажирское. Ведь экипажу приходится питаться в самолёте гораздо чаще. При производстве бортового питания особое внимание уделяется качеству продуктов и общей безопасности питания. Требования к безопасности питания для членов экипажей самолета должны быть жестче, чем требования для питания пассажиров. Набор продуктов, входящий в индивидуальный паек для каждого члена экипажа по международным правилам должен быть разный. Это позволяет снизить риск того, что весь экипаж заболеет и будет нетрудоспособен в случае попадания на борт некачественной пищи. Уже в самолетах часто на упаковку с индивидуальным пайком наносят имя члена экипажа, для которого он предназначается, чтобы в случае несчастья проще было отследить, как некачественная пища попала на борт.

Есть список продуктов, запрещённых к использованию авиакомпаниями:

  • На борту запрещены бобовые, сырое мясо, устрицы, мидии и скоропортящиеся продукты (салаты, заправленные майонезом, или растительным маслом).
  • Десерты на основе сливочного масла, креветки, вяленое мясо, паштет, грибы и еще некоторые виды продуктов тщательно проверяются на отсутствие микроорганизмов.
  • Минеральные воды лечебного назначения запрещены.

Почти все авиакомпании имеют такую бесплатную услугу, как заказ спец. питания. В случае с детьми, вегетарианцами, пассажирами сидящими на диете, мусульманами и т. д. Такое питание нужно заказывать при покупке билета. Вот список вариантов спец. питания:

1. Вегетарианское

2. Детское

3. Фруктовое

4. Кошерное

5. Питание с пониженным содержанием жиров

6. Низко калорийное питание

7. Питание с низки содержанием белка

8. Индусское питание

9. Бессолевое питание

10. Мусульманское питание

11. Восточное питание

12. Морское питание (из морепродуктов)

13. Молочное вегетарианское питание

14. Обезжиренное питание

15. Диабетическое питание

Сколько мы платим за питание на борту

Считается, что авиакомпании предоставляют эту услугу бесплатно. То есть, пассажир при покупке билета не может сократить расходы и отказаться от питания. Оно предоставляется всем пассажирам. Но естественно, стоимость питания включается в билет. Для российских авиакомпаний она оценивается на уровне 3% от стоимости билета. Эта величина включает не только стоимость самого обеда, но и его доставку и сопровождающие услуги. Если говорить о чистой стоимости, средняя цена рациона для эконом-класса составляет от 2 до 6 долларов.

Сервис Low cost

Появилась группа компаний Low-Cost, которые вообще не покупают питание, т. е. все направлено на максимальную экономию средств. Пассажир при желании выбирает себе питание за дополнительные деньги (например, пакет с чипсами). То есть пассажира в этом случае освобождают от дополнительных аэропортовских услуг. Соответственно и стоимость билета на такие рейсы очень низкая. Это и понятно – вся структура, которая обеспечивает сервис, очень дорогостоящая.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии: