Бурятский Нострадамус или пророчества сбываются?
Наступление Нового года порождает у многих интерес к разного рода предсказаниям. Оказывается, у бурят было много известных предсказателей. Это Молон - багши в Еравне, Содой - лама в Баргузинской долине, Энхэрэйн Хастан в Тунке…
Но все же самым известным и при этом самым загадочным из них является пророк Барнашка из улуса Шалута, что на Ольхоне. Этого пророка и философа знали не только его земляки ольхонцы, но и жители других районов Бурятии и Восточной Сибири. И по сей день о нем говорят, как о величайшем предсказателе, сравнивая со всемирно известными личностями, как Нострадамус и Ванга и называя «сибирским Сократом»
О Барнашке я беседовала с Валентином Хагдаевым, известным ольхонским шаманом и историком, немало изучавшим историю провидца.
Как говорит Валентин, именно Барнашке приписывают предсказания о падении Российской Империи и Советского Союза, появлении электричества, радио, автомобилей, переселении бурят с берегов Байкала, великой «огненной войне» и последующих мировых катаклизмах.
Родом этот удивительный человек был из улуса Шулута, что располагался рядом с посёлком Еланцы ( ныне – районный центр Ольхона - авт). Происходил из неграмотных крестьян. О жизни Барнашки известно очень мало. Не сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи. Исследователи расходятся даже в правильном написании фамилии предсказателя. Пишут, что он был Балтханов, Бартагаев, Арганов, а дату рождения называют приблизительно - 1860 год. Доподлинно известна лишь дата смерти. Умер Барнашка в 1924 году в 94 года.
На Ольхоне рассказывали, что предсказывать он начал после двадцати лет. Просто ходил по домам и рассказывал о будущем. Говорил очень много, временами без остановки. Обычно начинал предсказывать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке. На многих он производил впечатление не совсем нормального человека, как тогда говорили – юродивого.
Ему часто не верили, нередко даже избивали и забрасывали камнями. Будущее, о котором рассказывал это человек, пугало людей, воспринималось как нечто странное.
Однако после его смерти предсказания стали одно за другим сбываться. О Варнашке заговорили, стали вспоминать, передавая из уст в уста то, что он рассказывал. Мой отец помнит, как ему, еще ребенку, о Барнашке рассказал его отец. Дед мой был родом из Ольхона, жил недалеко от тех мест, где ходил бурятский Нострадамус. Быть может, он застал, а может быть, и лично общался с предсказателем.
Никаких записей, подобных знаменитым письменам Нострадамуса, бурятский провидец не вёл. Он попросту не умел писать. Содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению устно, и, конечно, при этом зачастую обогащалось и обновлялось.
То, что дошло до сегодняшних дней, вероятно, не раз изменялось в словоформах, но суть была правдивая:
«Царская власть падёт, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут высокопоставленные деятели. К власти придёт человек с чёрными волосами… Новая власть удержится 70 лет. Четырёхлетняя война начнётся на западе, а закончится на юго-востоке. Из десяти человек домой вернутся пятеро человек. После этой войны надолго установится мир…»
Сейчас многими обсуждается пророчество бурятского предсказателя, о том, что его народ вытеснят с берегов Байкала люди, пришедшие из-за океана. Согласно предсказанию, приют буряты найдут в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии. Если учитывать то, что буряты уже не раз переселялись, а в конце прошлого года глава Монголии даже призвал всех своих «братьев», в том числе и бурят возвращаться в Монголию, то в это можно поверить.
Как утверждал Барнашка, «первым переселенцам помогут, вторые уедут без проблем, третьи уедут, с трудом опираясь на трости и держась за коровьи хвосты».
К этому времени, по предсказанию провидца, территория Прибайкалья преобразится до неузнаваемости: «Землю опутают железные змеи, со дна Байкала будут добывать чёрное золото, а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину».
-Можно по-разному трактовать последнее предсказание, но оно практически наполовину сбылось. Возможно, под этим следует понимать строительства каскада водохранилищ на Ангаре, а так же научные исследования глубин озера с последующей разработкой найденных в нем газогидрантов, - говорит Валентин.
Согласно предсказанию Барнашки, в будущем может случиться страшная сорокадневная огненная война, когда «на земле возникнут катастрофические огненные смерчи, после неё люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету. Их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных». Это предсказание как раз – таки и сродни тем разговорам об апокалипсисе, который будоражит людей последние несколько лет.
- Впрочем, толкование пророчеств – это как средневековое врачевание с диагностикой больного по звёздам и дате его рождения. Любой может свободно дополнять дошедшие до наших дней предсказания. К тому же свой самый пугающий прогноз Барнашка давал с оговоркой: «Лучше, если сорокадневной войны не будет». Значит, он сам не был уверен в её неизбежности, - считает Хагдаев.
Умирая, Барнашка просил родных не предавать его тело земле, а оставить на помосте, так как через сотню лет на его костях должны были проявиться очень важные предсказания, которые он не сказал при жизни. Этот факт настолько заинтересовал ученых, что
в 1950-е годы учёные во главе с академиком. Окладниковым искали на Ольхоне могилу прорицателя. Тогда местные жители наотрез отказались им помогать. От улуса Шулута, где жил Барнашка, долгое время оставался только дом провидца.
Он, возможно, сохранился бы и до наших дней, если бы родственники не вывезли его по брёвнам в местность Анга, где он и сгорел. Рассказывали, что одна из родственниц после неожиданно ослепла, и люди сочли это расплатой за нарушение предсмертного завета Барнашки - не переносить его обители не предавать его тело земле.
Валентин Хагдаев за всеми предсказаниями Барнашки обращает внимание на одну из частей учения провидца, где он говорит об отношении к шаманизму и религии вообще. Говорят, Барнашка верил в Бога не так, как большинство бурят, у него была своя вера. Он считал, что со временем люди просто забудут Бога.
- Для Варнашки Богом был сам человек, его предки, натура и Вселенная. Он очень любил людей, был необычайно вежлив и тактичен. Даже жестоко обижавших его никогда не осуждал. Чтобы жить на Земле, человек должен быть честным, добрым и боготворить природу, человека и человечество, а Бог - это человек, природа и человечество, Вселенная. От того Варнашка говорил, что нет необходимости задабривать Бога, он ничего не просит от человека, тем более жертвоприношений. Все зависит от самого человека, его духовной чистоты. Человек должен питать доверие в Бога и носить его в душе, - заключает Валентин Хагдаев.
Автор статьи - Нана Бадуева
Комментарии: