Загадочные храмы древнего Ангкора

Ангкор ВатЗагадочные храмы и постройки древнего Ангкора в Камбодже притягивают исследователей и туристов со всех стран мира, а последние четыре десятилетия наблюдается просто ошеломительный интерес к Кхмерскому искусству.

Когда французский натуралист Генри Моухот, изучая Южную Азию, натолкнулся на храм Ангкор Ват, он с трудом поверил своим глазам. Он спрашивал местных жителей знают ли они, кто построил эти огромные сооружения, охватывающие около 500 акров. Они лишь пожимали плечами: "Такое могли построить только великаны или король ангелов?"

Ангкор правда производит впечатление нечеловеческого творения. «Ангкор Ват» значит столица, или «королевский город монахов», это имя, вероятно, произошло от Санскритского слова «nagara», что означает столица. Ангкор Ват – это и храм, и мавзолей, и место посвящённое императору Сураварману II, который правил с 1113 по 1150 гг. Он посвятил Ангкор Ват индусскому богу Вишну.

Рассвет – самое очаровательное время для экскурсии по Ангкор Вату, когда древний храм со своими духами словно просыпается, а скульптуры и рисунки на открытых галереях словно приходят в движение и оживают, озарённые лучами утреннего солнца.  

Ангкор возвышается, окружённый стенами и рвом, в джунглях, находясь нескольких километрах от Сием Риапа в северо-западной Камбодже. Пять великих башен Ангкора, символизирующих в религии индусов центр вселенной, находятся в тени, напротив яркого неба. В воздухе витает запах цветов лотоса. Одетые в оранжевую мантию, монахи тихо идут по тропинке, с чашей для пожертвований в руках, направляясь по дороге в город. Я слышу голоса монахов, поющих мантры вдалеке.

Вдали прозвенел звук колокольчика и голоса монахов стихли. В этот момент яркое азиатское солнце озарило своим светом Ангкор Ват, и его лучи проникли в каменные комнаты и галереи, осветило скульптуры львов, семиголовых змей, богинь, небесных танцовщиц - апсар и демонов. Такие мгновения повторяются бесчисленное количество раз а Ангкор Вате уже 900 лет, и до сих волшебство этого места очаровывает и удивляет.

Чтобы понять, что представляли собой Кхмерские храмы, необходимо напомнить, что это было место, куда люди приходили поклониться богам. В каждом храме был алтарь, где люди могли сделать приношения или славить божество, а также основателя храма, и его приближённых. Кхмеры стремились построить самое лучшее место для бога, и поскольку он помещался в храм в виде статуи, – особо много места не требовалось. Но многие огромные храмы являлись местом поклонения не одному божеству, а сразу нескольким, где главное божество находилось в центре. Храм Прех Канн, например, первоначально вмещал в себя более 400 божеств, и многие божества постепенно прибавлялись. Сам алтарь окружали галереи – отдельные помещения, где тоже помещались статуи божества.

Священые храмы, воздвигнутые в честь бессмертных богов, строились из таких прочных материалов, как кирпич, латерит и песчаник. Но кхмеры с гордостью рассказывают, что храмы построены без единого крепления и неизвестным науке способом, что заставляет задуматься и заглянуть в прошлое.

Расцвет королевства Ангкор пришёлся на 9 век, когда империя находилась на северном берегу Великого Озера (или озера Сэп), которое находится в центре Камбоджи. Озеро Сэп являлось для жителей Камбоджи таким же священным, как и река Нил для египтян. В сезон дождей озеро увеличивается в 4 раза. Когда снова приходит сезон засухи, вода исчезает, оставляя плодородные слои почвы.

Являясь местом обитания Бога или Богов, священная территория, на которой находился храм – представляла собой образ вселенной, где боги располагались на горе Меру, в центре мира, окружённой с 4х сторон океанами.
Кхмеры создали широкие рвы вокруг храмов и построили вокруг мифической горы Меру искусственные священные озёра, называемые Барэй (Baray), символизирующие океаны. Такая работа требовала тщательного планирования и руководства - божественного короля. В результате обильного урожая риса появилось много свободной рабочей силы, которая использовалась для постройки храмов Ангкора. Большинство императоров Ангкора желали построить свои собственные памятники, что привело к такому обилию храмов; сотни построек разбросаны к северу от Великого озера. В 12 веке в столице Ангкора проживало около миллиона людей. Даже в Париже, одном из великих городов в Европе в то время, численность населения составляла 30000 человек.

Король Сураварман II построил Ангкор Ват в начале 12 века после того, как, убив своего дядю, захватил власть. Сураварман II правил энергично, расширяя империю и устанавливая дипломатические отношения с Китаем. Он исчез примерно в 1150 году – возможно был убит и захоронен в Ангкор Вате.

В конце века к власти пришёл новый правитель, Джаяварман VII. Он стал великим императором Ангкора. Он был очень противоречивый человек, ярый буддист, который проводил войны, расширяя империю. Статуи изображают его в медитации, с улыбкой и полузакрытыми глазами, отстранённого от материального мира, и в тоже время, преуспевшего в строительстве храмов, которые требовали труда сотен тысяч рабочих, многие из которых были рабами.

temple my imageКхмеры поклонялись Шиве, Вишну, и Брахме. Проходя по галереям, мы часто видим на дверях и стелах священные надписи на санскрите или кхмерском языке. Тексты, написанные на санскрите – это поэмы посвящённые индусским богам или Будде. Тексты, которые написаны на кхмерском языке – обычно перечисляют вещи, которые принадлежат богам, такие как их земля, звери, и предметы труда. Иногда также можно увидеть в надписях имена монахов, которые заботились о храмах, или фермеров, выращивающих рис для богов. Их часто называют «слугами» в текстах.

Больше всего в храме меня поражает «комната Эхо» - маленькое квадратное помещение шириной не более 2х метров. Гид рассказывает, что если прислониться спиной к стене этой комнаты и постучать себя по груди, то я услышу повторяющиеся звуки эхо. Загадка этого акустического феномена до сих пор волнует туристов, и мы убедились в необычности ощущений на собственном опыте.

К северу от Ангкор Вата, Джаяварман построил окружённый стеной город храмов, с прудами и террасами – Ангкор Том, или Великий Город. В центре он выстроил свой храм правления – Байон (Bayon).

Если Ангкор Ват идеал классического кхмерского храма, Байон - его брат-близнец, также наполненный извилистыми коридорами, тёмными галереями и каменными колоннами. Над храмом возвышаются 54 башни, а на каждой из них высечены по четыре улыбающихся гигантских лица. Если посетить Байон ночью в полнолуние – то можно прочувствовать зловещее очарование этого места, храм окунут в дымку, а летучие мыши, вылетают из своих тёмных башен.

В отличие от Ангкор Вата, в Байоне можно увидеть легенды о древней Камбодже. Барельефы, полные жизни и грубого юмора – например, отшельник, пытающийся раздеть девушку. Одна из сцен показывает, как несколько кхмерских девушек высмеивают трёх китайцев на рынке: одна из девушек незаметно утяжелила весы пальцем. Большинство сцен, высеченных в галереях Байона до сих пор можно увидеть на улицах Камбодже.

В 1220 году Джаяварман мистическим образом умирает, и цивилизация Ангкора приходит в упадок. Последние постройки проводились в Ангкоре в 1290 году. Примерно в 1430 году Сиам напал на Ангкор, и, спасающиеся кхмеры, покинули Ангкор, основав новую столицу в городе Пном Пене. А безжалостные джунгли оплели постройки Ангкора своими могучими корнями.

Прошлые три десятилетия войны и волнений в руках Кхмерского Режима нанесли тяжёлый ущерб храмам Ангкора. Поскольку храмы были построены на возвышениях и холмах, часто они становились местом сражений и осад, в результате остались следы от пуль и огня, некоторые храмы были подорваны минами.

Храмы АнгкораНо ещё больший урон вызвал вандализм. В Ангкор Вате вряд ли сейчас найдёшь статую, которая сохранилась полностью с головой, а многие статуи полностью исчезли. В 1980х годах Правительство Камбоджи переместило большинство отдельных статуй и хранило на охраняемом складе в Сием Риапе. Даже в этом случае вооружённые бандиты проникли на склад и скрылись с шедеврами. Сегодня самым худшим ограблениям подвергаются сотни отдалённых храмов, такие как Banteay Chmar (Бантей Чмар).

Необходимо сначала разобраться, почему происходят такие ограбления в Камбодже, одной из беднейших стран мира, где ещё многие подвержены голоду. Бедные фермеры, которые находят скульптуру на своих полях или солдат, который растаскивает камни с храмов, знает, что, если он продаст их контрабандистам, он сможет прокормить свою семью несколько лет.

Бантей Кмар, изолированный и находящийся недалеко от границы с Тайландом – особый лакомый кусочек для грабителей. Для учёных этот красивый храм, который Джаяварман VII построил в отдаленном и неудобном месте, является загадкой. По одной теории, Джаяварман возвёл его в честь своего сына и других героев, убитых в сражении. В Сием Реапе я встретила туриста из Англии, который, несмотря на опасность натолкнуться на вандалов, несколько лет назад с группой туристов не мог уехать, не посетив этот храм, и он описал свои впечатления.

Добравшись до храма Бантей Кмар, они натолкнулись на большую сцену разрушения. Целая стена была почти разобрана. Огромная секция стены из камня просто исчезла. Среди сотни разбитых рельефов и разбитых скульптур, валялись кипы каменных плиток, где грабители, по всей видимости, отбросили заднюю часть блока, чтобы облегчить вес для транспортировки.

Это ограбление было совсем не похоже на похищения, случающиеся в Ангкор Вате. Создавалось впечатление, что целый храм был разобран по камням для продажи на черном рынке. Согласно экспертам по древней Камбодже, на этой стене были высечены 6 футовые образы Лоукшвары, показывающие буддийское божество с несколькими головам и руками.

apsara Но тут ребята увидели свежие следы от шин военной машины. Пройдя несколько метров вперёд, они увидели огромную каменную голову с мягкой улыбкой на лице. Вдоль восточной стены им удалось найти тропинку, ведущую на внутреннюю территорию храма. Приходилось прогибаться под полуразрушенными дверными проходами, карабкаясь по плитам, покрытых мхом, и нащупывая путь вдоль тёмных коридоров. Со всех сторон, словно питоны, храм оплетали корни деревьев. Папоротники мягко свисали со скульптур со львами. А беспощадная гаруда – полуптица, получеловек наблюдала за путешественниками. Небесные танцовщицы улыбались, застыв в движениях, а их обнажённые каменные груди блестели от влажной росы. И всё же повсюду на камнях виднелись следы вандализма. На некоторых фресках сорваны и отсутствовали иероглифы или священные тексты – бесценная для археологов информация.

Интересно, что по дороге назад путешественники встретили пожилого мужчину с длинными волосами, стоящего у дверей Буддийской хижины. Они расспросили его, кто совершил разграбление храма. Отшельник рассказал, что видел 15 или 20 солдат из местного отделения, которые каждый день приезжали на военных машинах АК-47. Последние 4 дня они «работали» здесь днём и ночью.
Как правило такой груз потом вывозился в Тайланд на продажу.

Несмотря на трагические моменты вандализма в Ангкоре, Ангкор Ват оставляет впечатление величия и приоткрывают завесу тайны древних кхмерских цивилизаций, так что хочется вернуться в Камбоджу и открыть для себя другие храмы, затерянные в джунглях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Поддержите наш проект - кликните по рекламке:

Комментарии: